Аббасиды

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) приветствовал приход Аббасидов и всячески поддерживал новую власть. Он уважал правителей и высоко ценил их заслуги. Но так он к ним относился лишь до тех пор, пока они с уважением относились к роду Али. Когда же они нарушили свое обещание, он вновь выступил против. И вновь подвергся гонениям.

Второй аббасидский халиф Абу Джафар ал-Мансур пытался приблизить к себе Абу Ханифу, отмечая его достоинства, посылал ему щедрые подарки, от которых, однако, Абу Ханифа всегда вежливо отказывался; он не любил щедрых даров.

Однажды халиф ал-Мансур даже упрекнул ученого за это, спросив, почему он так упрям. Абу Хаиифа отвечал так:

- Не было такого, чтобы повелитель верующих одаривал меня чем-нибудь из своих богатств; если бы это случилось, то не отказался бы я. Повелитель всегда одаривал меня тем, что принадлежит всем мусульманам, но нет у меня права на это. Я не сражался с ними, чтобы потом их имущество стало моей добычей; я не маленький ребенок, чтобы они помогали мне как родители; я не беден, чтобы они делились со мной.

Однажды халиф ал-Мансур поссорился со своей женой Хуррой; она утверждала, что халиф забыл про нее, и требовала, чтобы он отдал ей должное. Ал-Мансур спросил ее, кого позвать рассудить их. Хурра назвала имя Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!). Услышав это, халиф обрадовался и послал за ученым. Когда тот пришел, ал-Мансур сказал:

- Хурра поссорилась со мной, так рассуди же нас. Абу Ханифа предложил:

- Пусть первым говорит повелитель верующих. Ал-Мансур повел такую речь:

- Скажи мне, о ученый, сколько жен позволено иметь мужчине?

- Четыре, - не задумываясь, ответил Абу Ханифа.

Тогда ал-Мансур сказал:

- А может ли кто-нибудь утверждать что-либо другое?

- Нет, - ответил ученый.

А халиф повернулся к своей жене и сказал:

- Ты все слышала сама.

Тогда Абу Ханифа произнес такие слова:

- Повелитель верующих, Бог позволил это только для тех, кто справедлив. Тот же, кто не может быть справедлив, или боится, что не будет справедлив, может жениться лишь на одной, ибо сказано в Коране: «Если боитесь, что не будете справедливы, то женитесь на одной» (Коран,4:3). И мы должны поступать согласно заповедям Бога, следуя наставлениям Его.

Выслушав Абу Ханифу, долго молчал ал-Мансур, не зная, что ответить. Абу Ханифа же встал и вышел. Когда он вернулся домой, то узнал, что Хурра прислала к нему слугу с богатыми дарами: осла, нагруженного деньгами и одеждой, и прекрасную невольницу. Но Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) отказался принять дары; он наказал слуге отнести все обратно:

- Скажи своей госпоже, что я поступил так, потому что этого требовала вера моя, я поступил так, как велел нам Господь, я не хотел заслужить чью-нибудь благосклонность или расположение.

Новые разногласия

Прошло совсем немного времени, и вновь власти стали преследовать Абу Ханифу. Теперь он подвергся еще более жестоким гонениям, чем прежде. Возможно, что это стало и причиной смерти ученого.

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) был верен Аббасидам лишь до тех пор, пока они: не начали преследование потомков Али ибн Аби Талиба. В 145 г. х. Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хасан, прозванный ан-Нафс аз-Закийа, Чистая душа, поднял восстание против халифа ал-Мансура. Вскоре к Мухаммаду присоединился его брат Ибрахим. Восстание было подавлено.

После этого ал-Мансур, забыв о кровных связях, начал преследование всех потомков Али, жестоко расправляясь с ними. Абу Ханифа резко выступил против таких действий. Однако слова его и речи, обличавшие Аббасидов, разили больнее самого острого меча.

Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) действовал всегда очень осмотрительно, не давая халифу возможности достичь своей цели. Не называя вещи своими именами, иногда же дерзко и бесстрашно разоблачал несправедливость.

В то время ал-Мансур начал строительство Багдада, Города мира, новой столицы своего государства. И он хотел, чтобы Абу Ханифа стал главным кади новой столицы. Однако ученый отказался от предложения. Халиф продолжал настаивать, дело дошло до того, что он приказал ему занять любую государственную должность. Абу Ханифа понял, что так просто халиф не отступит, и решил наняться рабочим на строительство стены нового города. Тем самым он не нарушил приказа правителя.

Ал-Мансур не переставал преследовать членов семьи Али, он бросал их в тюрьмы, забирал их имущество, отнял у них даже то, что даровал им первый аббасидский халиф ас-Саффах.

Ал-Мансур продолжал внимательно следить за поступками Абу Ханифы, наблюдал за каждым его шагом, выжидая того момента, когда, наконец, ему удастся отомстить.

Рассказывают, что халиф ал-Мансур часто пытался заставить Абу Ханифу явно выразить свое недовольство; это бы позволило халифу наказать строптивца.

Однажды жители Мосула подняли восстание против ал-Мансура. Но у жителей этого города с халифом был заключен договор о том, что в случае неповиновения он будет иметь право расправиться с непокорными. Ал-Мансур пригласил к себе ученых, правоведов и судей; среди пришедших был и Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!). Халиф обратился к присутствовавшим с такими словами:

- Помните ли вы слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) о том, что «каждый мусульманин должен исполнять свои обеты», а ведь жители Мосула обещали, что не будут восставать против меня. Но вот они восстали, и теперь я могу расправиться с ними. Что вы скажете на это?

- Повелитель всех правоверных, они в твоей власти, и справедливы речи твои, ты можешь простить их, ты можешь и наказать их, ибо ты имеешь право! - ответил один из присутствовавших.

Выслушав говорившего, ал-Мансур обратился к Абу Ханифе, желая узнать его мнение.

- А ты что думаешь об этом? Ведь наша власть - власть от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!).

Бесстрашный Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) так отвечал всесильному халифу:

- Они заключили с тобой договор о том, на что не имели власти ни они, ни ты. Не позволено тебе причинить им вред, ибо важнее всего - заповеди Господа нашего.

Тогда ал-Мансур приказал всем разойтись, Абу Ханифу же он попросил остаться и сказал ему:

- Справедливо то, что ты говорил.

Мазхаб Абу Ханифы

Такова была жизнь Абу Ханифы, ан-Ну'мана ибн Сабита.

За свою жизнь Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах!) разобрал множество сложных и запутанных дел, вынес большое количество остроумных решений. Его ученики записывали слова своего наставника, составляли на основе его сборники.

Этому полезному и благотворительному делу посвящали себя не только те, кто был лично знаком с Абу Ханифой, но и те, кто уже не застал его в живых. Все они систематизировали и упорядочивали суждения ученого, составившие основу особого мазхаба.

Некоторые ученики и последователи Абу Ханифы классифицировали его решения по самым различным вопросам. Мазхаб Абу Ханифы распространился по всему мусульманскому миру, в особенности после того, как Абу Йусуф, Йа'куб Ибрахим ибн Хабиб ал-Ансари, ученик Абу Ханифы, стал главным кади 'Аббасидского государства. Все свои решения он принимал, исходя из принципов мазхаба, основанного учителем.

Мазхаб Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах!) распространился в Сирии, Египте, Турции, Северной Африке, Хиджазе, Ираке не говоря мусульман России и ближних среднеазиатских стран. Чтобы сохранить наш быт, культуру и религию наших предков мы должны придерживаться традиции прадедов правовой школы величайшего из ученых правоведов Абу Ханифы. И до сего дня многие правовые вопросы, связанные с бытом (брак, развод, наследование имущества и т.д.), решаются согласно этому мазхабу.