12На заседании Межрелигиозного совета России, структуры, объединяющей ведущих представителей всех традиционных религий нашей страны, 27 марта было принято решение "обратиться в органы государственной власти с предложением о признании ваххабизма экстремистской идеологией, а ваххабитских организаций – экстремистскими организациями". Эту идею, высказанную председателем Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтием Камилем хазратом Самигуллиным, поддержали духовные лидеры других религиозных организаций.

Профессор Роман Силантьев прокомментировал "Царьграду" предложение Межрелигиозного совета России признать ваххабизм экстремистской идеологией, которое вызвало протесты представителей мусульманского меньшинства из Совета муфтиев

На заседании Межрелигиозного совета России, структуры, объединяющей ведущих представителей всех традиционных религий нашей страны, 27 марта было принято решение "обратиться в органы государственной власти с предложением о признании ваххабизма экстремистской идеологией, а ваххабитских организаций – экстремистскими организациями". Эту идею, высказанную председателем Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтием Камилем хазратом Самигуллиным, поддержали духовные лидеры других религиозных организаций.

Однако не прошло и недели, как со странным заявлением выступили представители Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России (СМР), структур, которые, по мнению ряда экспертов, занимаются апологией ваххабитских организаций. В заявлении ДУМ РФ и СМР говорится о несогласии с резолюцией Межрелигиозного совета России и том, что "введение принципа преследования верующих за убеждения, а не за конкретные противоправные действия, самым пагубным образом скажется и на мусульманском сообществе России, и на межнациональном согласии, и на правовой культуре российского государства".

12 1

Демарш Совета муфтиев, а также смысловое содержание резолюции Межрелигиозного совета России "Царьграду" разъяснил известный исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.

"Ц.": На первый взгляд, может показаться, что так называемые "Духовное управление мусульман Российской Федерации" и "Совет муфтиев России" неожиданно раскритиковали антиваххабитское предложение своего же представителя – муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина. Это так?

Р. С.: Ничего подобного, Камиль Самигуллин – независимый муфтий. Более того, именно он, а также Верховный муфтий России Талгат Таджуддин возглавляют наибольшее число мусульманских общин нашей страны, большинство из которых находится в Республике Татарстан и Башкирии. Кроме того, нельзя забывать, что предложение муфтия Татарстана в ходе заседания Межрелигиозного совета России поддержали и представители других крупнейших мусульманских общин – мусульман Северного Кавказа.

"Ц.": То есть говорить, что значительная часть мусульман выступила против антиваххабитской инициативы, не приходится?

Р. С.: Да, это "особое мнение" меньшинства: ДУМ РФ и СМР контролируют не более 18% мусульманских общин нашей страны.

"Ц.": Но что же все-таки произошло, в чем причина и смысл этого демарша?

Р. С.: Сам глава ДУМ РФ и СМР муфтий Равиль Гайнутдин на заседания Межрелигиозного совета России не ходит, обычно присылая своего представителя Дамира Мухетдинова. На этот раз он на что-то обиделся и с заседания "сбежал". Но поскольку для принятия резолюции присутствия всех не требовалось, документ был принят. Тем более что человека приглашали, он пришел, а то, что резолюция принималась уже в его отсутствие – не проблема остальных.

И вот прошла почти неделя, в Совете муфтиев долго думали, как из этой дурацкой ситуации выйти, чтобы не потерять лицо ни перед Межрелигиозным советом и Русской Православной Церковью, ни перед ваххабитами. Но в итоге, видимо, ваххабиты надавили на них сильнее, и представители Совета муфтиев решили пойти ва-банк.

 

На заседании Межрелигиозного совета России. Фото: interreligious.ru

"Ц.": То есть получается, что эти российские религиозные организации, по сути, являются апологетами, защитниками ваххабитов?

Р. С.: Да, представители Совета муфтиев, и я неоднократно об этом говорил, давно занимаются и апологией ваххабитских организаций, и разрушением межрелигиозного мира и согласия в нашей стране: 90% проблем в России в этой области связаны именно с ними. И то, что они вновь потеряли свое лицо, никого не удивило.

"Ц.": Но вернемся к самой резолюции Межрелигиозного совета России, которая, есть надежда, не будет нивелирована этим демаршем. Против кого она все-таки направлена? Ведь очевидно, что ваххабизм здесь понимается достаточно широко.

Р. С.: Ваххабизм – это наиболее крупная форма агрессивного ислама. Например, исламистская организация Хизб ут-Тахрир в строгом смысле ваххабитской не является. Хотя некоторые эксперты все исламистские организации, все направления агрессивного ислама называют "ваххабизмом". Вообще в России есть 4 основных исламистских группы: это собственно ваххабиты – уже запрещенные в России Аль-Каида и Джебхат ан-Нусра, вторая группа - это турецкие секты, небезызвестные гюлениты, также это террористическая организация Хизб ут-Тахрир и экстремистская организация Джамаат Таблиг. Есть еще "братья-мусульмане", но у нас их очень мало.

"Ц.": Но почему у нас до сих пор ваххабизм законодательно не был запрещен, и почему именно сейчас прозвучала подобная инициатива?

Р. С.: Такие предложения звучали уже не раз, последняя попытка была в 2016 году, когда в Грозном издали антиваххабитскую фетву, и в ней содержалась просьба к властям запретить ваххабизм, но, как и в предыдущих случаях, ряд духовных лидеров, политиков и ученых это дело саботировал. И тогда также отличился все тот же Совет муфтиев России, который всю свою историю саботирует запрет ваххабизма.

"Ц.": А почему сейчас эта инициатива прозвучала именно из Татарстана, из уст татарского муфтия?

Исламисты против Ислама

Р. С.: Потому что в Татарстане хватает ваххабитов, ими неоднократно устраивались теракты: в 2012 году был убит заместитель муфтия Валиулла Якупов, тяжело ранен сам муфтий. Этот регион находится в группе риска. И муфтий Татарстана совершенно правильно расставил приоритеты. Если ваххабизм запретить, то многие ваххабиты покинут Россию, и террористическое давление будет меньше – станет меньше покушений на теракты, террористам станет сложнее вербовать сторонников. А сторонников они вербуют именно из ваххабитов. К слову, недавний теракт в Кизляре, в котором погибли прихожане православного храма, осуществил именно ваххабит.

 "Ц.": Какие еще российские регионы находятся в этом отношении в "группе риска"?

Р. С.: Ваххабиты действуют по всей России. Раньше они, конечно, концентрировались на Северном Кавказе – в Дагестане, Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии. А сейчас, несмотря на то, что лишь единичные террористы остались в лесах Северного Кавказа, расширилась география: и в Калужской области ловят террористов, и в Саратовской, и в Ямало-Ненецком округе, и на Дальнем Востоке. В общем, вся Россия, за исключением самых маленьких регионов типа Чукотки или Еврейской автономной области, - там риск минимален. А вот даже в Вологодской области, Санкт-Петербурге и в Архангельской области он есть.

"Ц.": Возвращаясь к вопросу о практической стороне запрета ваххабизма: не возникнет ли конфликт интерпретаций? Ведь многие из исламистов будет утверждать: "Я абсолютно никакого отношения к ваххабизму не имею, я за чистый ислам, но мы не ваххабиты"?

Р. С.: Мы прекрасно определили нурсистские секты – группы нурджулар, таблигитов, "братьев-мусульман", Хизб ут-Тахрир, поэтому никаких проблем определить ваххабитов не будет. Уже есть проекты этих заключений, а, главное, в Таджикистане уже есть подобный антиваххабитский закон, который можно взять за основу.

"Ц.": Какие непосредственные шаги можно предпринять, чтобы эта идея получила законотворческую реализацию?

Р. С.: Межрелигиозный совет сделал все, что нужно, теперь есть коллективная позиция крупнейших религиозных общин России, в том числе – подавляющего большинства мусульман. И сейчас идеальный момент для запрета этого течения.

 

 

Однако не прошло и недели, как со странным заявлением выступили представители Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) и Совета муфтиев России (СМР), структур, которые, по мнению ряда экспертов, занимаются апологией ваххабитских организаций. В заявлении ДУМ РФ и СМР говорится о несогласии с резолюцией Межрелигиозного совета России и том, что "введение принципа преследования верующих за убеждения, а не за конкретные противоправные действия, самым пагубным образом скажется и на мусульманском сообществе России, и на межнациональном согласии, и на правовой культуре российского государства".

 

На заседании Межрелигиозного совета России. Фото: interreligious.ru

Демарш Совета муфтиев, а также смысловое содержание резолюции Межрелигиозного совета России "Царьграду" разъяснил известный исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.

"Ц.": На первый взгляд, может показаться, что так называемые "Духовное управление мусульман Российской Федерации" и "Совет муфтиев России" неожиданно раскритиковали антиваххабитское предложение своего же представителя – муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина. Это так?

Р. С.: Ничего подобного, Камиль Самигуллин – независимый муфтий. Более того, именно он, а также Верховный муфтий России Талгат Таджуддин возглавляют наибольшее число мусульманских общин нашей страны, большинство из которых находится в Республике Татарстан и Башкирии. Кроме того, нельзя забывать, что предложение муфтия Татарстана в ходе заседания Межрелигиозного совета России поддержали и представители других крупнейших мусульманских общин – мусульман Северного Кавказа.

"Ц.": То есть говорить, что значительная часть мусульман выступила против антиваххабитской инициативы, не приходится?

Р. С.: Да, это "особое мнение" меньшинства: ДУМ РФ и СМР контролируют не более 18% мусульманских общин нашей страны.

"Ц.": Но что же все-таки произошло, в чем причина и смысл этого демарша?

Р. С.: Сам глава ДУМ РФ и СМР муфтий Равиль Гайнутдин на заседания Межрелигиозного совета России не ходит, обычно присылая своего представителя Дамира Мухетдинова. На этот раз он на что-то обиделся и с заседания "сбежал". Но поскольку для принятия резолюции присутствия всех не требовалось, документ был принят. Тем более что человека приглашали, он пришел, а то, что резолюция принималась уже в его отсутствие – не проблема остальных.

И вот прошла почти неделя, в Совете муфтиев долго думали, как из этой дурацкой ситуации выйти, чтобы не потерять лицо ни перед Межрелигиозным советом и Русской Православной Церковью, ни перед ваххабитами. Но в итоге, видимо, ваххабиты надавили на них сильнее, и представители Совета муфтиев решили пойти ва-банк.

 

На заседании Межрелигиозного совета России. Фото: interreligious.ru

"Ц.": То есть получается, что эти российские религиозные организации, по сути, являются апологетами, защитниками ваххабитов?

Р. С.: Да, представители Совета муфтиев, и я неоднократно об этом говорил, давно занимаются и апологией ваххабитских организаций, и разрушением межрелигиозного мира и согласия в нашей стране: 90% проблем в России в этой области связаны именно с ними. И то, что они вновь потеряли свое лицо, никого не удивило.

"Ц.": Но вернемся к самой резолюции Межрелигиозного совета России, которая, есть надежда, не будет нивелирована этим демаршем. Против кого она все-таки направлена? Ведь очевидно, что ваххабизм здесь понимается достаточно широко.

Р. С.: Ваххабизм – это наиболее крупная форма агрессивного ислама. Например, исламистская организация Хизб ут-Тахрир в строгом смысле ваххабитской не является. Хотя некоторые эксперты все исламистские организации, все направления агрессивного ислама называют "ваххабизмом". Вообще в России есть 4 основных исламистских группы: это собственно ваххабиты – уже запрещенные в России Аль-Каида и Джебхат ан-Нусра, вторая группа - это турецкие секты, небезызвестные гюлениты, также это террористическая организация Хизб ут-Тахрир и экстремистская организация Джамаат Таблиг. Есть еще "братья-мусульмане", но у нас их очень мало.

"Ц.": Но почему у нас до сих пор ваххабизм законодательно не был запрещен, и почему именно сейчас прозвучала подобная инициатива?

Р. С.: Такие предложения звучали уже не раз, последняя попытка была в 2016 году, когда в Грозном издали антиваххабитскую фетву, и в ней содержалась просьба к властям запретить ваххабизм, но, как и в предыдущих случаях, ряд духовных лидеров, политиков и ученых это дело саботировал. И тогда также отличился все тот же Совет муфтиев России, который всю свою историю саботирует запрет ваххабизма.

"Ц.": А почему сейчас эта инициатива прозвучала именно из Татарстана, из уст татарского муфтия?

Исламисты против Ислама

Р. С.: Потому что в Татарстане хватает ваххабитов, ими неоднократно устраивались теракты: в 2012 году был убит заместитель муфтия Валиулла Якупов, тяжело ранен сам муфтий. Этот регион находится в группе риска. И муфтий Татарстана совершенно правильно расставил приоритеты. Если ваххабизм запретить, то многие ваххабиты покинут Россию, и террористическое давление будет меньше – станет меньше покушений на теракты, террористам станет сложнее вербовать сторонников. А сторонников они вербуют именно из ваххабитов. К слову, недавний теракт в Кизляре, в котором погибли прихожане православного храма, осуществил именно ваххабит.

"Ц.": Какие еще российские регионы находятся в этом отношении в "группе риска"?

Р. С.: Ваххабиты действуют по всей России. Раньше они, конечно, концентрировались на Северном Кавказе – в Дагестане, Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии. А сейчас, несмотря на то, что лишь единичные террористы остались в лесах Северного Кавказа, расширилась география: и в Калужской области ловят террористов, и в Саратовской, и в Ямало-Ненецком округе, и на Дальнем Востоке. В общем, вся Россия, за исключением самых маленьких регионов типа Чукотки или Еврейской автономной области, - там риск минимален. А вот даже в Вологодской области, Санкт-Петербурге и в Архангельской области он есть.

"Ц.": Возвращаясь к вопросу о практической стороне запрета ваххабизма: не возникнет ли конфликт интерпретаций? Ведь многие из исламистов будет утверждать: "Я абсолютно никакого отношения к ваххабизму не имею, я за чистый ислам, но мы не ваххабиты"?

Р. С.: Мы прекрасно определили нурсистские секты – группы нурджулар, таблигитов, "братьев-мусульман", Хизб ут-Тахрир, поэтому никаких проблем определить ваххабитов не будет. Уже есть проекты этих заключений, а, главное, в Таджикистане уже есть подобный антиваххабитский закон, который можно взять за основу.

"Ц.": Какие непосредственные шаги можно предпринять, чтобы эта идея получила законотворческую реализацию?

Р. С.: Межрелигиозный совет сделал все, что нужно, теперь есть коллективная позиция крупнейших религиозных общин России, в том числе – подавляющего большинства мусульман. И сейчас идеальный момент для запрета этого течения.