Если «Таблиги Джамаат» - это мирные проповедники ислама, то почему это движение стало движущей силой исламского радикализма и основным вербовщиком исполнителей экстремистских акций и террористических актов по всему миру. Документально подтверждены множество случаев, когда лица, принадлежащие к «Таблиги Джамаат», совершали террористические акты», - пишет А.Алексиев.

Исследователь предполагает, что «везде используется практически одна и та же методика вербовки молодежи. После присоединения к ячейке «Таблиги Джамаат» в местной мечети или исламском центре и исполнения нескольких проповеднических миссий в своей округе наиболее активных из новичков приглашают на четырехмесячную дополнительную подготовку в центре «Таблиги Джамаат» в окрестностях города Райвинда (Пакистан, штат Пенджаб).

И тут возникает вопрос: может, в самих проповедях ислама «в редакции» «таблигов» есть нечто, вызывающее в людях желание идти дальше ? Есть в идеологии «Таблиги Джамаат» что-то, что допускает, а может, и подразумевает такой ход мыслей? Этот вопрос корреспондент «Ферганы.Ру» задал научному сотруднику Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. Ломоносова Петру Топычканову.

- Да, в идеологии «Таблиги Джамаат» есть то, что допускает уход в террористические организации, - это Джихад. Джихад является одной из основ этого движения. Но в классической идеологии говорится о внутреннем Большом джихаде, который не подразумевает насилия. Однако есть еще и Малый джихад, который уже это насилие может подразумевать. Нужно понимать, что многие, испытавшие влияние «Таблиги Джамаат», уходят потом «в свободное плавание» и вполне могут перейти от Большого джихада к Малому, понимая его и как террористическую деятельность, и как борьбу с европейскими ценностями, и так далее.

Ведь «Таблиги Джамаат» начиналось с призыва основателя Мауланы Ильяса: «Мусульмане, будьте мусульманами!» И обыватели - не ортодоксы, не члены международных религиозных организаций - во время дружеских бесед с проповедниками «Таблиги Джамаат» постепенно вовлекаются в движение, становясь его активными членами. Человек начинает осознавать, что у него есть религиозный долг, обязательства перед мусульманской общиной. И такого человека уже могут использовать террористические организации. В «джамаате» может оказаться один, имеющий связи с террористами. Но другие члены группы могут и не знать о его «ориентации». Сейчас, когда спецслужбы стараются отслеживать все проявления экстремизма, афишировать свою принадлежность к террористической организации никто не станет, - это опасно.

П.Топычканов: - «Таблиги Джамаат», или «Исламская миссия» - это очень влиятельное направление политического ислама школы деобанди. В Индии есть два центра политического ислама: в Барелви и в Деобанде. Особенностью политического ислама, который зародился в Деобандском исламском университете, было то, что поначалу их устраивала демократическая и секулярная власть, которая бы не вмешивалась в жизнь мусульманской общины. Только в этом случае им будет позволено свободно проповедовать и распространять ислам, и таким образом Южную Азию можно будет мирным путем превратить в исламский регион. Просвещение является опорой этой системы, поэтому под контролем Деобанда так много школ, медресе и исламских университетов по всему миру. Талибы, например, тоже утверждают, что они – последователи деобанди, хотя старцы деобандского университета говорят, что они не признают воинственный ислам, что ислам – религия мира и любви.

«Таблиги Джамаат», или «Исламская миссия», - действует в Индии как миссионерская организация, а в Пакистане уже влилась в государственный аппарат. В 1980-е годы, когда шла война в Афганистане, пакистанский диктатор Зия уль-Хак разрешил деятельность «Таблиги Джамаат» в вооруженных силах, и в Пакистане создавалась сеть различных организаций, объявивших Малый джихад советским войскам. И теперь те офицеры, которые попали в те годы под влияние «Исламской миссии», «доросли» до чинов полковников, подполковников и бригадных генералов.

П.Топычканов: - Конечно. В Деобандийском университете учатся ребята из Средней Азии, они приезжают туда по каналам «Таблиги Джамаат», знакомятся там с единомышленниками из других стран… И потом они обязаны участвовать в этих поездках, в таблигах. Во время поездки человек полностью принадлежит организации, оставляет дома семью, если она есть… Но среди активистов «Таблиги Джамаат» много молодежи, и они, как правило, бессемейные. В Индии и Пакистане, например, мусульмане очень бедны, и у молодежи – ограниченные возможности получить образование или тем более работу: там часто, чтобы получить среднеоплачиваемую работу, нужно пройти конкурс в 600 человек на место. И для очень многих молодых людей участие в подобных проектах, миссиях, оказывается чуть ли не единственным способом проявить себя и обрести смысл жизни. И они самоотверженно занимаются этим, потому что участие в миссии дает возможность самореализации.

Кто, откуда, сколько…

Неизвестно, сколько человек причисляет себя к «Таблиги Джамаат». «Это довольно размытая организация, - говорит Петр Топычканов. – Группы, которые ездят и активно проповедуют, постоянно расширяются, появляются новые люди, которые начинают ассоциировать себя с «Таблиги Джамаат», и сказать, сколько человек поддерживают это движение, довольно сложно».

То, что численность «Таблиги Джамаат» трудно определить даже приблизительно, подтверждает и А.Алексиев: «У «Таблиги Джамаат» отсутствует четкая организационная структура, его представители избегают всяческих контактов с прессой — так же, как и сами они ничего не публикуют ни о сфере своей деятельности, ни о членстве или финансах организации. Ни точная численность организации, ни размеры финансирования неизвестны, хотя ясно, что они должны быть весьма значительны, учитывая, что в движении участвуют миллионы людей».