В Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Актуальные вопросы оказания социальной и правовой помощи трудовым мигрантам в Российской Федерации».

Эта тема продолжает оставаться чрезвычайно актуальной. Несмотря на многочисленные заявления представителей властных структур, совместные проекты различных ведомств исполнительной власти, изменения в законодательстве, положение с мигрантами остается крайне сложным во всех аспектах. Это и большой объем нелегальной миграции, и коррупция в сфере труда мигрантов, и плохие бытовые, социальные, медицинские условия проживания мигрантов и их семей, и растущая ксенофобия в отношении мигрантов, и криминализация самих мигрантов. Поэтому любое обсуждение соответствующих проблем с участием специалистов, экспертов, правозащитников чрезвычайно важно.

Круглый стол был проведен по инициативе Комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты Российской Федерации, ряда членов Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, ряда неправительственных организаций. В обсуждении приняли участие представители Федеральной миграционной службы, члены Общественного совета Федеральной миграционной службы, лидеры крупнейших национально-культурных автономий, общественных организаций, авторитетные эксперты, представители международных организаций: Красного Креста, Международной организации по миграции.

Во вступительном слове ведущий круглого стола А.Брод охарактеризовал состояние проблемы, указав, что новая концепция миграционной политики Российской Федерации «дала новые возможности, инструменты неправительственным организациям, национально-культурным автономиям участвовать в процессах социальной и правовой поддержки трудовых мигрантов». Он подчеркнул, что необходимо перевести этот процесс в практическое русло как на федеральном, так и на региональном уровнях. А.Брод особо указал на тот факт, что мигранты по-прежнему не чувствуют поддержки со стороны властных структур, что не решена проблема нелегалов, что мигранты сталкиваются с нетерпимостью со стороны местного населения. Как и раньше, царят неразбериха в миграционной политике, произвол и насилие со стороны правоохранительных органов: «в правозащитные организации приходят обращения и письма о незаконных задержаниях, грубом отношении к мигрантам, об изъятии документов, избиениях». Как показывают соцопросы, почти половина местного населения выказывает неприязнь к мигрантам, многие требуют их депортации. В СМИ много материалов, разжигающих вражду к мигрантам, сеящих рознь, – что, в свою очередь, лишь углубляет межнациональные и межрелигиозные конфликты, приводит к эскалации преступности: «бытовые столкновения, конфликты приводят, как показал прошлый год, к серьезным межнациональным столкновениям, к актам насилия, поджогам, порчи собственности, избиениям мигрантов».

Вместе с тем, отметил А.Брод, осуществляются конкретные шаги по адаптации мигрантов, созданию специализированных центров помощи. А.Брод подчеркнул важность участия НКО в этом процессе и актуальность закона об «общественном контроле, который, по словам Президента России, должен быть им внесен в Госдуму до конца марта. И этот закон, который определит механизмы общественного контроля: слушания, расследования, отчетность исполнительной власти перед общественными палатами, тоже даст нам дополнительные возможности, полномочия обращаться в органы государственной власти с тем, чтобы совершенствовать миграционную политику».

Далее слово было предоставлено В.Волоху. Председатель общественного совета Федеральной миграционной службы вначале отметил большое значение принятия концепции государственной миграционной политики, в которой выделил три направления: 1) обеспечение национальной безопасности, в контексте миграции; 2) демографическое; 3) содействие в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Далее докладчик на конкретных цифрах и фактах определил, как реализовывались эти направления в 2013 г. По его словам, в Российскую Федерацию въехали более 16 млн. иностранных граждан (с учетом неоднократных пересечений границы).

Далее В.Волох упомянул об уже известных и не раз озвученных требованиях к трудовым мигрантам:

- чтобы трудовые мигранты въезжали по востребованным в Российской Федерации специальностям;

- чтобы они признавали законодательство Российской Федерации и знали русский язык.

В заключение В.Волох на примере деятельности Общественного совета призвал к более активному участию общественности в решении проблем миграции.

Ответственный секретарь Общественно-консультативного совета УФМС Москвы Ю.Московский отметил, что в составе Управления создано специальное отделение по адаптации иностранных граждан,, и выразил надежду, что «к этому процессу в Москве подключатся, например, такие структуры, как библиотеки», в рамках адаптации мигрантов. Ю.Московский высказал суждение, что курсы по адаптации и интеграции мигрантов должны быть платными, чтобы повысить их ответственность.

Президент Международной ассоциации «Трудовая миграция» Н.Курдюмов сосредоточил внимание на необходимости классификации мигрантских групп – легально работающих мигрантов, пребывающих в «неурегулированном состоянии» и «находящихся в группе риска». И инструменты для адаптации каждой из категорий мигрантов должны быть разными. При этом «надо четко понимать, чтобы услуги были: а) прозрачными, б) профессиональными». При этом докладчик предложил проводить добровольную аккредитацию структур, которые оказывают услуги.

Президент Межрегионального Узбекского землячества «Ватандош» У.Баратов обратил внимание на то, что недавно вошедший в силу Федеральный закон о т.н. «резиновых» квартирах противоречит ст. 2 другого Федерального закона «О регистрационном учете иностранных граждан». Далее У.Баратов посетовал, что столь важную работу выполняют российские организации, а посольства Узбекистана и Таджикистана практически в ней не участвуют, – хотя в конституциях этих государств записано, что функция защиты иностранных граждан в странах пребывания возложена на дипломатические учреждения. После этого У.Баратов долго и горячо говорил о тяжелой участи гастарбайтеров, которых обманывают все подряд. В частности, он предложил, чтобы при привлечении иностранных граждан к ответственности обязательно были адвокат и переводчик, чтобы мигранты понимали, за что их привлекают и за что они расписываются. При этом он высказал интересный тезис: если по формальным причинам, не разбираясь, мигрантов будут депортировать, то они пойдут на службу к талибам, будут устраивать «майданы»: «Это нужно Российской Федерации? Пускай они здесь подметают спокойно улицы, получают свою копеечку, посылают деньги. Может, это лучше? Зачем Россия отталкивает от себя друзей?»

Президент Центра содействия укреплению единства и развитию диаспор народов Афганистана Гулам Махаммат Джалал заявил, что афганская община успешно трудится, построила несколько адаптационных центров, ведет большую культурную и просветительскую программу. Большинство интеллигенции, по его словам, после падения правительства Наджибуллы приехало в Россию и здесь устроилось. Единственное, посетовал он, – около 4 тыс. «заслуженных, высококвалифицированных специалистов, военнослужащих остались без статуса», и выразил надежду, что эти люди получат документы. Также он выразил надежду, что дети из афганских семей будут иметь возможность учиться в высших учебных заведениях.

Директор международного департамента Российского Красного Креста С.Кобец отметил необходимость повышения информированности мигрантов об изменениях российского законодательства, иначе мигранты попадают в руки «перекупщиков иностранной рабочей силы, тех криминальных и полукриминальных элементов, которые их в организованном порядке встречают на вокзалах, в аэропортах». Он также отметил необходимость повышения толерантности к мигрантам, воспитания населения в соответствующем духе.

Руководитель отдела по трудовой миграции в России Международной организации по миграции Ю.Мельничук, поддержав идею о большей информированности мигрантов, высказала иную точку зрения, чем У.Баратов, насчет роли посольств и дипломатических представительств стран происхождения. По ее словам, «посольства всегда идут навстречу и помогают своим гражданам в оформлении документов, которые необходимы. В частности, свидетельств на возвращение. У нас было очень много случаев, когда необходимо было оказать помощь гражданам, возвращающимся на Родину и не имеющим документов. Оказание прямой помощи, проводы в аэропорту, какая-то социальная помощь, медицинская. Посольство Республики Таджикистан, посольство Республики Узбекистан всегда шли навст- речу. И при всей своей загруженности они всегда нам готовы были помочь, и своим гражданам в том числе».

Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального «Московский Муфтият», муфтий А.Крганов обратил внимание на религиозный аспект в контексте адаптации мигрантов. Он сказал об опасности того, что приезжающие сюда радикалы начинают вербовать сторонников из мигрантской среды. А это, в свою очередь, порождает неблагоприятное отношение православного большинства к мусульманам, которых начинают поголовно причислять к экстремистам. Далее А.Крганов посетовал на то, что приезжие мигранты обособляются по религиозным группам, требуют своих отдельных имамов, не удовлетворяясь местными, что вызывает «конфликт с местными верующими людьми, одного же вероисповедания».

В заключение А.Крганов внес три предложения: 1) Проводить религиозное обучение мигрантов в местных религиозных учебных заведениях; 2) Создать специализированную рабочую группу по мигрантам; 3) Активнее использовать инструмент Общественной палаты, общественную дипломатию, выезжать в регионы и налаживать контакты с местными общественными структурами. Кроме того, А.Крганов предложил в строящихся адаптационных центрах предусмотреть место для молельных комнат.

Член Научно-консультативного совета Общественной палаты Российской Федерации Д.Давыденко обратил особое внимание на страховку, которая «в обязательном порядке должна использоваться иностранными гражданами, которые посещают Россию», – аналогично всем тем, кто въезжает в страны Шенгена. Таким образом, институт страховки станет чем-то вроде локомотива, который значительно облегчит адаптацию мигрантов.

Заведующая лабораторией миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Ж.Зайончковская высказала сомнение в том, что страны, в первую очередь являющиеся для России донорами рабочей силы, смогут поставить нам подготовленных рабочих и что тезис о том, что «мы возьмем и отберем тех, кто нам нужен», неверен: «Во всяком случае, квалифицированных работников в Таджикистане, Узбекистане искать бесперспективно. Мне так кажется… наша миграция будет становиться все более таджикской, все более неквалифицированной. Хотим мы этого или не хотим. Мы должны быть нацелены на работу со среднеазиатской молодежью, а не замыливать себе мозги надеждой на то, что мы привлечем оттуда квалифицированную рабочую силу. Не привлечем! Надо как-то более открыто смотреть на реальность». При этом докладчик высказала интересный тезис, что на уровень миграции квалифицированных специалистов может повлиять Майдан: возможно, «будут беженцы из Украины с русскими корнями. Особенно с западных областей Украины. Там обстановка накалилась. И для русских очень опасная там обстановка. Поэтому, может быть, надо подумать о том, чтобы для Украины создать особые преференции для таких беженцев». А поскольку украинцы наиболее близки россиянам по всем параметрам, то Ж.Зайончковской видится «идеальная ситуация вообще для миграционного потока. Не требуется никакой адаптации. Люди сами знают, что делать». Кроме того, докладчик сделала неожиданное предложение обратить внимание на квалифицированную рабочую силу из Восточной Европы: «Ни в Болгарии, ни в Польше квалифицированные рабочие не получают такие зарплаты, как в России. Для них это фантастический уровень зарплат, особенно московский. И мы могли бы там привлекать квалифицированных работников. Отладить эти вопросы с визами».

Руководитель Казахской национально-культурной автономии П.Джамал поставил вопрос об оптимальном распределении мигрантов между экономическими зонами со льготным налогообложением и о координации такого распределения всеми заинтересованными ведомствами.

Начальник Отдела управления содействия интеграции Федеральной миграционной службы Б.Воробьев отметил, что успешно проходит процесс взаимодействия ФМС с представителями землячеств. А также, что ФМС успешно проводит работу по привлечению именно высококвалифицированных специалистов.

Первый секретарь Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации М. Эгамзод отметил, что в Таджикистане ведется работа совместно с российскими коллегами, чтобы механизм по приобретению страховых полисов мигрантами вошел в некое цивилизованное русло, и что эта работа довольно успешна.

Довольно неожиданное предложение внесла старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Н.Замараева – обратить внимание на эффективное юридическое и практическое взаимодействие Саудовской Аравии и Ирана по проблеме трудовых мигрантов.

Член президиума Совета Ассамблеи народов России С.Кучинский обратил внимание на потенциал литературы, кинематографа, которые могут способствовать созданию позитивного образа мигранта, а также на полезность введения предметов гуманитарного цикла в школе и вузах. Кроме того, докладчик указал на то, что, скорее, региональные власти обладают большим потенциалом для решения проблем, и основную ответственность на землячества возлагать не стоит. Также С.Кучинский предложил больше обращать внимание на «этнокультурное развитие русского народа», что способствовало бы преодолению вражды.

Доцент МГИМО, представитель афганской диаспоры Шах Махмуд предупредил, что следует ожидать «политических взрывов» в странах Центральной Азии, и тогда перспективы мигрантской политики вообще изменятся, в Россию хлынут потоки беженцев.

Руководитель общественной организации «Киргизское единение» А.Шакиров рассказал об опыте страхования мигрантов.

В заключение А.Брод сообщил, что к руководству Общественной палаты РФ поступит предложение о создании рабочей группы по вопросам миграции, где можно будет обсуждать все обозначенные вопросы и готовить предложения для органов власти и НКО.