Мечеть – это дом Всевышнего, нашего Творца. Каждый раз, переступая порог этого родного дома, все мирские проблемы мы оставляем позади. Именно здесь люди вспоминают свои грехи и ощущают себя самыми ничтожными рабами Аллаха. Начиная со времён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и до сих пор, мечеть является главным местом сбора мусульман.

 Именно здесь передавались знания, новости, обсуждались вопросы, которые волновали мусульман. Дом Всевышнего на протяжении всей истории развития Ислама играла важную объединительную роль. Для тех, кто построил мечеть или был участником в этом благом деле, Аллах обещал построить дом в Раю.

В этой статье хотелось бы рассказать про историю одной мечети, которая находится в южной части Республики Башкортостан. На данный момент она считается самой старинной и входит в число памятников истории и культуры республики.

Точная дата строительства этой мечети неизвестна. По словам нынешнего имама мечети Хасанова Рамиля Сафаргалеевича, первое упоминание в архивных документах об этой мечети датируется 1861 годом. Но в сохранившемся дневнике бывшего имама Мусина Хариса пишется, что она была построена ещё раньше. «Мой тесть Каримов Хидият, сын Мухаметши, рассказал, что где-то в1800-х годах жил в деревне просвещённый мусульманин по имени Корай. Ему было в районе 35–40 лет. Все жители деревни помогают Кораю совершить хадж. После возвращения с хаджа он сообщает односельчанам о своем намерении построить мечеть рядом с рекой Амандык. Они искренне поддерживают Корай-хаджи, и каждый помогает, чем может. Примерно в 1808–1810 годах по инициативе Корай-хаджи появляется первая мечеть в деревне».

Данная мечеть была построена для двух деревень, которые расположились недалеко друг от друга. Название деревень происходит от имени юртового старшины Яикбая Мурзакова (1739–1817). Один назывался Верхнее Яикбаево, второе Нижнее Яикбаево. В этих двух деревнях в 1795 г. проживало 203 человека. По данным ревизии в обеих деревнях к 1859 г. насчитывалось около 680 человек. В 1920 г. в обеих деревнях проживало более 1000 человек. Видно, что количество жителей в деревнях росло, а в то время практически во всех крупных деревнях строились мечети.

Из архивных документов можно проследить дальнейшую судьбу этой мечети. Корай-хаджи после Отечественной войны ещё раз совершает хадж. Передают, что после приезда он сказал: «Наша река Амандык (первое значение реки означает «благополучие») – это уголок Рая». Корай-хаджи умирает примерно в 1826 г. У него остаётся сын Мухаметша. Он также был просвещённым в вопросах религии. А его сын Хидият проучился в мадраса «Расулия» великого башкирского и татарского шейха Зайнуллы Расулева. Хидият-хазрат был имамом мечети в дер. Яикбаево в период с 1898–1956 гг. Он отличался ясным умом, искренностью, гуманностью. За эти качества все его в деревне уважали. От первой жены у него был сын Кастаран (1904 г.р.). Несмотря на тяжёлые времена, Хидият-хазрат старался обучить сына религиозным наукам. Затем Кастаран уезжает на фронт. В 1943 г. он пропадает без вести. У него остается сын Фатхетдин. Внук Кастарана Салих продолжает дело деда Хидията и на протяжении 50 лет служит имамом мечети в Яикбаево.

В период советский власти начинаются массовые разрушения мечетей и церквей, репрессии священнослужителей. Мечеть в дер. Яикбаево тоже намеревались переделать под клуб. Однако авторитет Хидият муллы был очень высоким, его все уважали и никто не осмеливался идти против него. В сохранении этой мечети помогает первый комсомолец Муртаза Аллаяров. Но, тем не менее, Хидият-хазрату приходится провести в тюрьме некоторое время. Ходят легенды о том, что когда пришли люди разрушить мечеть, доски от стен мечети не поддавались рубке, стали бить этих людей. Они испугавшись, больше не вернулись.

В 1932 г. Хидият-хазрат возвращается. Он восстанавливает дела мечети, сразу же начинает проводить пятничные хутбы. В дневнике Мусина Хариса говорится про него следующее: «Тесть до конца своей жизни ухаживал за мечетью и благоустраивал её, держал в чистоте. Когда он уже слёг из-за болезни, то поручил Гинияту стать имамом мечети». Гиният Буранбаев (1886–1971 г.р.) становится имамом, после него Суфьянов Давлеткул. Однако из-за влияния политики страны на население, мечеть становится заброшенной. Её даже в определённый период используют как хранилище для зерна.

С наступлением 90-х годов начинается период перестройки. Власть меняет отношение к религии. В связи с этим начинается восстановление мечети. Мусин Харис отметил эту дату: «Сегодня 1991 год. 27 сентября мечеть в дер. Нижнее Яикбаево словно заново родилась. Ремонтные работы закончились, в связи с этим состоялось торжественное открытие. Председатель колхоза Бикматов И.Н. поблагодарил всех, кто участвовал в восстановлении мечети, и вручил подарки».

С тех пор прошло 23 года. Произошли серьёзные изменения в политике, в экономике и социальной жизни страны. Эти перемены не обошли и деревню Яикбаево. Закрылись колхозы и совхозы, которые обеспечивали работой жителей деревни. Молодёжь в связи с поиском заработка переехала жить в большие города. В деревне Нижнее Яикбаево на данный момент проживают всего около 155 человек. В основном пенсионеры. В связи с малым количеством детей, школа закрыта, они ходят учиться в соседнее село. Клуб и медпункт также не функционируют. Единственным местом сбора населения осталась мечеть. Еженедельно проводятся пятничные хутбы, отмечаются все основные праздники мусульман. Даже начинались проводиться уроки для детей по основам Ислама. Однако зимой практически невозможно находиться в старой деревянной мечети. По всему фундаменту и стене образовались щели, откуда сильно дует, окна тоже требуют замены. Данная мечеть относится к 217 приходу Центрального Духовного управления мусульман. По словам имама Р.С. Хасанова, ЦДУМ обещало провести полную реставрацию мечети, уже заложена смета и сделан проект, но дата всё перемещается, и теперь поступление средств на ремонт ожидается только в 2015 году. «Остаётся ждать и проявить терпение, надеяться на милость Всевышнего», – говорит, улыбаясь Рамиль Сафаргалеевич.

Данная история маленькой деревни показывает нам, как сплочённость и единство жителей деревни вокруг Ислама помогли им сберечь дом Всевышнего. Их благие намерения сыграли важную роль в сохранении религии. Даже в тот период, когда не была развита транспортная сеть, люди понимали важность соблюдения всех столпов религии и стремились к тому, чтобы среди них были те, которые совершили паломничество. Оказанная помощь паломнику давала им надежду на милость Всевышнего.

Жаль, что сейчас в республике наряду со строительством огромных мечетей с внушительным бюджетом не находится средств на восстановление исторически важных памятников, которые на протяжении веков сохраняли единство народа. Пусть Всевышний поможет в восстановлении этой мечети и защитит наши сердца от чёрствости. Аминь!