В «Доме дружбы народов» Самары прошел форум «Власть, общество, религия: проблемы социально-культурной адаптации мигрантов из стран СНГ в Самарской области».

В форуме участвовали: Председатель Регионального духовного управления мусульман Самарской области, муфтий Талип хазрат Яруллин; Кирсанов Роман Сергеевич главный консультант управления национальной и конфессиональной политики департамента мониторинга общественного мнения Администрации Губернатора Самарской области; Протоиерей Алексей Богдан священник Покровского кафедрального Собора г. Самары;

Зам. начальника УФМС России по Самарской области майор внутренней службы Акимов Денис Владимирович;

врио зам.министра - руководитель занятости, миграционной политики и социальных выплат Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Дорофеев Александр Олегович;

руководитель Самарского филиала ВГУП (П-В-С) ФМС России Штоков Дмитрий Викторович; начальник управления организации общественного порядка ГУ МВД России по Самарской области - полковник полиции Дмитриев Юрий Дмитриевич; председатель некоммерческой организации Благотворительный фонд «Помощь Киргизскому народу «Манас-Ата» Кудуев Акылбек Аксербекович;

директор 000 "Усто" Убайдов Тавакал Исмоилович; доктор политических наук, профессор СГАСУ Мухаметшина Наталья Семеновна; имам мухтасиба г. Тольятти и Ставропольского района Гумеров Ислям хазрат; зам. председателя Совета союза народов Самарской области, председатель региональной Мордовской Автономии Колесникова Любовь Александровна;

Абдурахман Батур Абдулатипов Презентация Некоммерческого партнерства «Центр социально-правовой поддержки иностранных граждан»

Текст высттупления Председатель РДУМСО муфтия Талип хазрата Яруллина :

Уважаемые члены президиума, уважаемые участники форума!

Современное развитие российского общества немыслимо без миграции, прежде всего из-за продолжающегося сокращения рабочей силы. Об этом говорит множество исследований, проводимых как российскими, так и зарубежными учёными. Очевидно, что в ближайшие годы основным источником-поставщиком мигрантов для российского общества будут регион Средней Азии, хотя велика роль и Закавказья, Украины и Беларуси. Текущие миграционные потоки уже серьёзно изменили этнодемографический состав населения России, особенно в крупных городах. Эти люди сюда приехали и трудом доказывают свою необходимость российской экономике, а не сидят на пособиях.

 Зачастую мы видим, что наибольший поток претензий, ксенофобии и бытового национализма со стороны «принимающего общества» все более выплёскивается именно в адрес мигрантов из Средней Азии. Зачастую уровень их бытовой культуры не соответствует современным городским реалиям. Но не надо забывать, что в большинстве своём эти люди приехали из сельской местности, из других стран, из другой культурной среды, практически без знания русского языка. Они юридически не образованны и не знают своих прав и обязанностей, зачастую не имеют ни малейших социальных гарантий.

 При этом российское общество не готово принять и интегрировать столько мигрантов, а мигранты сегодня не могут приспособиться к его существующим реалиям. Анализируя причины такого положения дел, приходишь к выводу, что в нашей повседневной жизни слишком мало институтов и практик, которые могли бы помочь интеграции мигрантов и слишком много того, что нас разделяет.

 Во-первых, сегодняшнее общественное мнение о проблемах мигрантов формируется средствами массовой информации, которые в большинстве случаев создают совершенно ксенофобские стереотипы в отношении мигрантов. О целях такой информационной политики я не могу ничего сказать, поскольку такое отношение к средне-азиатским рабочим мне трудно объяснить. Но то, что на нашем телевидении и вообще в крупных СМИ положительные сюжеты об их тяжёлой работе и любых положительных действиях встретить нельзя – это факт.

 Вторым обстоятельством, серьёзно препятствующим адаптации мигрантов, является несовпадение культурных стереотипов поведения. Здесь мы можем сказать, что поведение сельских и городских жителей вряд ли когда-либо совпадали даже в рамках одного народа, а здесь ещё накладывается разница в конфессиональной и этнической идентичности.

 Наконец, третье, и, на мой взгляд, самое главное обстоятельство, затрудняющее эффективную адаптацию мигрантов - это сама суть общественно-экономических отношений в современном российском обществе. Не секрет, что бесправное положение трудовых мигрантов в России поддерживается, прежде всего, бизнес-структурами, которые используют их труд. Мигранты зачастую идут на серьёзный риск, потому что в большинстве случаев они работают нелегально и законы их не защищают. Все об этом знают, но ведь проще обвинить во всём мигрантов, которые приехали сюда, чтобы подзаработать, да ещё и отправить деньги на родину. Масштаб этих сумм также сильно преувеличен

 Давайте, посмотрим правде в глаза: эти люди приезжают сюда не для того, чтобы весело провести время и не в поисках приключений. Их целью является обычно обеспечение достойной жизни на своей родине: прокормить свои семьи, получить достойное образование, завести семью или бизнес. Некоторые приезжают, чтобы просто выжить. У мигрантов есть реальные стимулы для тяжелого неквалифицированного труда, которые отсутствуют у коренных россиян: ведь дворникам и строителям сейчас не дают ни жилья, ни даже постоянной прописки.

 Мигранты, особенно из стран Средней Азии, имеют отличную культуру, в большинстве случаев традиционную, патриархальную, свойственную сельской местности. Добиться, чтобы они получили шанс стать полноправными членами российского общества, можем только мы – граждане России. Все мы понимаем, что самостоятельно интегрироваться, выучить язык и законы могут лишь единицы. Всем остальным необходима помощь. Причём помощь не «для галочки» в плане отчётных мероприятий, а реальное изучение языка, объяснение необходимости его понимания, объяснение прав и обязанностей. Наше духовное управление, наши имамы проводит ряд мер по адаптации мигрантов к условиям современной жизни, в частности специально проводятся проповеди о традиционном для нашей местности исламе, проповеди для более лучшего восприятия говорятся на русском языке, также мы проводим профилактические беседы с отдельными группами мигрантов, привлекаем мигрантов к общественно-значимым совместным мероприятиям: субботники по уборке территорий мечетей, кладбищ, дворов, проводим маджлисы, куда приглашаем всех желающих, для всех детей устраиваем викторины, праздники, участвуем на национально-культурных мероприятиях, на вещевом рынке «Кировский» в молельной комнате на каждую пятничную проповедь мы посылаем по графику свободных от дежурств имамов, в медресе обучаются ребята разных национальностей и также наши женщины преподают на курсах для всех мусульманок, которые изъявили желание обучаться основам веры и т.д.

 В связи с этим я хотел бы высказать несколько мыслей по поводу того, каким образом возможно осуществлять интеграцию мигрантов из Средней Азии и Закавказья для того, чтобы действия и российского общества и мигрантов имели характер сотрудничества:

 1. Интеграция мигрантов из стран Средней Азии и Закавказья – это не просто включение в орбиту российской культуры, это возможность реинтеграции всего постсоветского пространства. Как мы будем относиться к ним здесь - также к нам будут относиться в этих странах, вне зависимости от военных баз и контрактов на строительство и транспортировку нефти и газа.

 2. Интеграция мигрантов из Средней Азии и Закавказья – это работа, которой должно заниматься всё российское общество. Безусловно, наиболее эффективным, на мой взгляд, является социализация мигрантов через систему центров адаптации при ДУМах - Духовных управлениях мусульман и с этой целью совместно с Православной епархией и РДУМСО было создано Некоммерческое партнерство «Центр правовой поддержки мигрантов», презентацию которого мы сегодня услышим. При этом нельзя забывать, что деятельность этих центров должна поддерживаться как государством, так и местным сообществом – только тогда мигранты и принимающее общество будут рассматривать друг друга не с позиций врага.

 3. Риски, связанные с изменением этнодемографической структуры российского общества, возможно нейтрализовать с помощью грамотной политики распределения миграционных потоков по регионам. Несмотря на то, что вопрос этот во многом экономический, но решение его лежит и в политической плоскости.

 4. Современные миграционные процессы и способы их протекания, особенно в среде мигрантов из Средней Азии, способствуют росту их отделения и отчуждения в российском обществе. Более того, формирование диаспор - процесс хотя и объективный, но его течение в России очень сильно скорректировано условиями нахождения мигрантов в стране. Проще говоря, интеграция мигрантов через диаспоры – это путь к созданию гетто и, которые непроницаемы для государства, но проницаемы для этнических преступных сообществ. Если же мы ориентируемся на официальные мусульманские организации, то интеграция, контроль государства и устойчивые морально-нравственные основы в лице религии Ислама способны придать этому процессу цивилизованный и менее конфликтный характер.

 5. Наконец, современная умма России в лице мигрантов получит новый стимул к обновлению и развитию. Сила российских мусульман всегда заключалась в их интернационализме, добрососедстве, отсутствии серьёзных межэтнических противоречий, как это было и бывает ныне на Ближнем Востоке, Европе и многих и других регионах мира. В связи с этим можно будет реально рассчитывать и на совершенствование института Духовных управлений, и на развитие российского исламского образования, и на обновление корпуса имамов, а может быть, и даже рост исламского богословия в России

 6. Реальными механизмами формирования эффективной модели интеграции мигрантов-мусульман может обладать только союз институтов гражданского общества и государства. В связи с этим тезисом я бы предложил рабочую институциональную модель интеграции мигрантов в таком виде: филиал Россотрудничества (постановка на учёт, получение первой информации о мигранте) – орган ФМС (оформление мигранта на территории России) – центр адаптации при Духовном управлении мусульман (оказание помощи с проживанием и трудоустройством, обучение русскому языку, основам российской культуры и права, традициям российских мусульман).

 Мы знаем, что мы можем многое. Государство нам оказывает всяческую поддержку. В нашем распоряжении много ресурсов. Все, что нам требуется – это воля к действиям. Доверие, которое оказывается нам, имамам , людьми, мы должны использовать на благо нашего народа, нашей уммы, ислама. У нас должна быть воля использовать его рассудительно, благоразумно, согласованно.

Я молю Всевышнего, чтобы наша сегодняшняя встреча придала нам новый и позитивный импульс, чтобы Всемогущий, Милостивый и Милосердный Аллах благословил ее успехом.

Спасибо за внимание.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху

После выступления участников форума была принята резолюция.