Духовное управление мусульман Республики Татарстан в своем приказе №27 от 29.04.2015 перечисляет список авторов, не рекомендованных Советом Улемов ДУМ РТ «в целях недопущения распространения в РТ». Данный приказ разослан имамам Татарстана и не только.

В поступившем в распоряжение IN документе за подписью председателя Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман РТ, муфтия К.И.Самигуллина содержится приказ «до 01.05.2015 г. довести до сведения имам-мухтасибов и главных имамов список авторов книг, не рекомендованных Советом Улемов ДУМ РТ (Приложение 1). Ответственным назначить руководителя аппарата ДУМ РТ Р.А. Хамидуллина, заместителя Муфтия Р.М. Хайруллина».

Также приказано «до 10.05.2015 г. поручить имам-мухтасибам и главным имамам организовать группы в количестве 2-3 человек для осуществления контроля за недопущением распространения в РТ книг, не рекомендованных Советом Улемов ДУМ РТ. Ответственными назначить заместителя муфтия Р.М. Хайруллина, советника муфтия Р.А.Шакурова».

До 10.05.2015 имам-мухтасибам и главным имамам приказано составить график проверок магазинов и торговых точек, подведомственных ДУМ РТ, на предмет наличия книг, не рекомендованных Советом Улемов ДУМ РТ. Ответственными назначить руководителя аппарата ДУМ РТ Р.А. Хамидуллина, заместителя Муфтия Р.М. Хайруллина.

Также в приказе говорится: «До 01.05.2015 г. направить в ЦПЭ МВД РТ и Прокуратуру РТ список литературы, не рекомендованной Советом Улемов ДУМ РТ, для осуществления проверок магазинов и торговых точек, не находящихся под ведомством ДУМ РТ».

Контроль за исполнением данного приказа возлагается на руководителя аппарата ДУМ РТ Р.А. Хамидуллина.

Сам список «нерекомендованных авторов» состоит из трех частей: «салафиты», «Братья-мусульмане» и «Хизб ут-Тахрир» и насчитывает 16 имен, в числе которых – известные и авторитетные в мусульманском мире ученые.

 

Все это немного напоминает практику «самиздата» советских времен, когда определенную «нежелательную» литературу (того же Солженицына, Бродского, Мандельштама, Галича и многих других) власти запрещали, а народ тайно перепечатывал и переписывал вручную, подпольно распространяя по знакомым.

«Запретный плод сладок, особенно для молодежи и прочих любознательных, – считает эксперт IN Абдулла. – Когда они слышат, что что-то запрещено, ищут, где бы это посмотреть. Все запрещенное вызывает большую заинтересованность, если не сказать, ажиотаж. При Сталине с запрещенной литературой боролись одними методами, но сейчас, в век интернета, достать любую книжку может даже школьник. Кстати, преследуемые в прошлом веке классики в конце концов были легализованы и получили большую популярность».

Таким образом, инициатива ДУМ Татарстана, направленная на борьбу с салафитами, «Братьями-мусульманами» и прочими упомянутыми в списке авторами, может подтолкнуть прямо противоположные процессы, считает аналитик.

«Мне представляется, что запреты – не тот способ, с помощью которого можно добиться искомого результата. Лучше уделять должное внимание профилактической работе, создавать условия для того, чтобы не популяризировать то, что не хочется распространять. Мусульманам и широкой общественности должна быть доступна другая, альтернативная литература, нужно так ее позиционировать, чтобы люди сами к ней тянулись, чтобы эта литература воспринималась обществом, аудиторией, удовлетворяла его потребность в знании, в просвещении. А зацикливаться на запретах и призывах не читать что-то «плохое» – не очень конструктивная, как мы помним по опыту прошлого, практика. Тем более что большинство из запрещенных ДУМ РТ ученых пользуются огромной популярностью, имеют огромное количество последователей, миллионы адептов, которые читают их и наслаждаются их трудами. Эти ученые нигде не запрещены. Не станет ли нынешняя инициатива прологом создания новой подпольной молодежной салафитской и других групп, когда все ринутся в интернет искать этих авторов и начнут углубляться в эти учения?» – подытожил собеседник IN.