07Часть 2. Отношение ислама к крайностям и радикализму

2.2. Неправомерный такфир

Слово «кяфир», по его первичному значению, подразумевает человека, который скрывает или покрывает истину. Однако в мусульманском словоупотреблении слово «кяфир» не обязательно означает «неверный», так как оно используется в Коране в различных значениях: отрицание веры в Единственность Бога (Коран, 2:6), отсутствие благодарности Господу или другим людям (Коран, 2:152), (Коран, 26:18-19), отречение от кого-либо (Коран, 60:4), отказ от принятия чего-либо (Коран, 2:89), укрытие чего-либо (Коран 57:20).

Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) предостерегал своих сподвижников от того, чтобы они не стали «куффар» после смерти. Но он имел в виду не то, что они станут неверными, а то, что они станут неблагодарными Аллаху, если начнут воевать друг с другом после его смерти.

Что касается вопроса о том, можно ли называть ли немусульман «кяфирами», то нам нужно называть их так, как называет их Аллах в Коране.

Аллах называет людей, верующих в Бога и в предыдущие Писания не иначе как «людьми Писания». Тем самым Он четко разграничивает между ними и идолопоклонниками. К примеру, в Коране сказано: «После того как прояснилась им истина, многие из обладателей Писания из зависти, присущей им, хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и отвернитесь от них, пока не явит Аллах Свое повеление. Воистину, властен Аллах над всем сущим» (Коран, 2:109).

Ныне мы также должны использовать это название, т.е. «люди Писания», применительно к иудеям или христианам, либо называть их иудеями или христианами.

Чтобы обвинить кого-либо в неверии, следует убедиться, что данный человек полностью осведомлен о вере. Ведь именно неосведомленных людей и имеет в виду Коран: «И ни одна душа не понесет ношу чужую, и Мы [никогда] не наказывали [людей], не послав предварительно к ним посланника» (Коран, 17:15).

Следует стараться никого не называть кяфиром без очевидного доказательства, ибо только Аллах знает, кто действительно отрицает истину, а кого всего лишь ввели в заблуждение. Мы не вправе «приговаривать» человека к Божьему гневу. Мы должны сохранять дух терпимости и доброжелательности.

Московская Богословская Декларация по вопросам джихада, такфира и халифата говорит о такфире:

«Необдуманность в такфире (объявлении о неверии кого-либо) является большим злом и огромной опасностью. Сколько бед, пагубных последствий и печальных результатов принесло умме это явление!»

Ученый, на которого имеют обыкновение ссылаться проповедники такфира, Ибн Таймия говорил в конце своей жизни: я не обвиняю в неверии никого из уммы. Он также говорил: Пророк (мир с ним и благословение Аллаха) сказал: «Только верующий сохраняет обычай омовения. Тот, кто придерживается обычая омовения, является мусульманином».

Недопустим такфир в отношении мусульманина, в отношении которого вынесено суждение о принятии им ислама (независимо от того, является ли он благочестивым или распутником) только на основании его слов или дел, истолкованных как свидетельство неверия. Недопустим такфир в отношении мусульманина без ведома последнего. В этом случае необходимо привести соответствующие аргументы, которые должны опровергать вынесение такого суждения.

Такфир является исключительным правом Всевышнего Аллаха, хвала ему! Ни один человек, даже если он является муджтахидом, обладающим знанием и специалистом по части призыва к исламу, не может выдвигать такфир, готовить и выдвигать аргументы против кого-либо. В мусульманской стране это может быть только судебное решение после всестороннего рассмотрения вопроса.

5.3. Неправомерность деления земли только на «территорию войны» и «территорию мира»

В ранних книгах фикха часто встречается деление правоведами земли на «дар-уль-харб» (территория войны) и «дар-ус-салям» (территория мира), а также положения о том, что именно война защищает мусульман от немусульман, в силу чего она представляется необходимой.

Подобное черно-белое разделение не является фундаментальным в исламе и принадлежит истории. Отношения мусульман с немусульманами не строятся и никогда не строились только лишь на войне. Война в исламе была предписана только для отражения агрессии или для устранения насильственных препятствий с пути исповедания религии Аллаха.

Сегодня деление мира на «дар-уль-харб» и «дар-ус-салям», признание войны как основы отношений мусульман с немусульманами, признание наступательного джихада коллективной обязанностью уммы («фард кифайя») и т.п. неверно по сути и не соответствует целям шариата в обстоятельствах нашего времени. Однозначные положения Корана и Сунны их не подтверждают, а опровергают такие представления.

«Мы создали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга» (Коран, 49:13).

Сам Пророк питал отвращение к слову «война» («харб»). Он говорил: «Лучшие имена – Хаммам (доблестный) и Харрис (земледелец), самые отвратительные имена – Харб (война) и Мурра (горечь)».

В древние века правители убивали исламских проповедников, либо начинали вести войну против мусульман, либо подготавливали большие силы, чтобы уничтожить мусульман в их же собственных домах. Тогда, в условиях непрерывных войн, и родилось столь жесткое разделение.

Что касается сегодняшнего дня, то уже не существуют преград для исповедания ислама. Мусульмане имеют возможность распространить свой призыв через печатные, аудиовизуальные средства информации. Через теле и радиотрансляции они могут вещать на весь мир на разных языках, и разговаривать с каждым народом на его родном языке, разъясняя ему учение ислама.

Находятся и такие, кто считает, что собственную неспособность к проповеди и халатность нужно компенсировать физическим принуждением к вере всех несогласных. – Такой подход полностью противоречит Корану и Сунне. В России есть все условия для проповеди ислама в обществе и для свободного исповедания ислама мусульманами.