08Сегодня в РАНХиГС начала работу Международная конференция по теме Вакфа(неотчуждаемое имущество) и благотворительности. Организаторы мероприятия ТПП и Малазийский университет UNIRAZAK, Международный Центр по исследованию Вакфа (неотчуждаемого имущества), Международный Исламский университет Малайзии (IIUM) и «Bank Kerjasama Rakyat (M) Berhad», Ассоциация региональных инвестиционных агенств при поддержке РАНХиГС и Фонда развития Исламского бизнеса и финансов (IBFD Fung). “Московский Муфтият” является партнером данного важного форума.

Конференция продлится с 28 сентября по 1 октября 2015 года.

На мероприятии принимают участие более 200 представителей из разных стран, так же представители традиционных религий России, общественные и политические деятели, бизнесмены, юристы, доктора экономических и шариатских наук, СМИ.

Ниже приводится текст выступления заместителя руководителя Международного отдела при Духовном Управлении Мусульман г.Москвы и Центрального региона “Московский Муфтият” Андрея Рожнова

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Ассаламу Алейкум, братья и сестры!

Позвольте поприветствовать Вас от имени главы Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центарльного региона «Московский Муфтият», члена Общественной Палаты РФ, муфтия Альбира хазрата Крганова.

Одним из основных форм собственности религиозных организаций является вакуфное имущество (вакф).

Вакф представляет собой имущество, отчужденное в благотворительных целях. После передачи определенного имущества в вакф оно уже не является собственностью учредителя вакфа (вакифа), не становясь вместе с тем собственностью того, кто получает вакф управляет им в интересах обозначенных вакифом выгодоприобретателей. Имущество, переданное в вакф, запрещено использовать не по назначению, установленному учредителем вакфа.

Таким образом, вакуф — это неотчуждаемая недвижимость, безвозмездно переданная в собственность мусульманской организации.

В качестве примера реализации практики ведения имущества вакуфов можно рассмотреть опыт и наработки Республики Татарстан в этом направлении. Включение по воле объединительного съезда мусульман Республики Татарстан в 1998 году в устав ДУМ Республики Татарстан специальной должности «Председателя вакуфов» в ранге Первого земестителя муфтия является убедительным знаком насущной необходимости возвращения такого феномена жизнедеятельности мусульманского сообщества, как вакф в современную жизнь мусульман. Очевидно, что явление вакуфов как таковых было полностью утрачено в советское время, поэтому стояла двоякая задача — теоретическое осмысление и практическое воплощение в жизнь вакуфной собственности.

Вакуфное имущество не должно быть передано в собственность религиозных организаций и лишь прибыль, полученная от него используется в их интересах. Например: кто-либо может подарить при жизни или же завещать свою квартиру для какой-либо мечети. Эта квартира оформляется в форме пожертвования как собственность мечети, затем сдается в аренду и извлекаемая прибыль в форме арендной платы за вычетом необходимых платежей на коммунальные услуги идет на нужды мечети, например, на ее освещение, отопление и т.д.

Причем в качестве вакуфа в мусульманские организации могут поступать не только квартиры, жилые дома, а любые объекты недвижимости, как то промышленные здания и сооружения, торговые точки, земельные участки, в том числе сельскохозяйственного назначения.

Учреждению института вакфов в Республике Татарстан придается большое значение. Значительным шагом вперед было принятие республиканского закона «О свободе совести и религиозных объединениях», где имеется отдельная статья о том, что религиозные организации могут владеть вакуфной собственностью. Следующим шагом должно было стать принятие подзаконных правительственных актов о конкретном толковании владения этим имуществом, однако, к сожалению, начавшаяся кампания по приведению в соответствие регионального законодательства федеральному перечеркнуло надежду хотя бы на локальном уровне решить проблему неотчуждаемости вакуфов, т.е. их вакуфности.

Действующий в Татарстане республиканский закон о свободе совести и о религиозных объединениях признает за религиозными организациями право иметь вакуфное имущество.

Представители мусульманского духовенства с участием Президента РТ в 1993 году обсудили вопрос о создании института вакфов, необходимой для строительства и содержания мечетей, медресе, издание религиозной литературы. На съезде мусульман Республики Татарстан в 1998 г. была введена должность председатель вакуфов (в ранге первого заместителя Муфтия РТ) и отдел вакуфов при ДУМ Республики Татарстан.

На уровне Российской Федерации также приняты ряд законодательных актов (поправки к Земельному кодексу РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») в соответствии с которым религиозным организациям, имеющим собственные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенное на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки представляются в собственность бесплатно.

Кроме этого религиозным организациям согласно Налоговому кодексу РФ представлено ряд налоговых льгот по используемой собственности (имущества). Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. № 195-ФЗ в ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — Закона) были внесены дополнения, согласно которым заключение договоров безвозмездного пользования с религиозными организациями в отношении культовых зданий и сооружений и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения должно осуществляться без проведения конкурсов и аукционов на право заключения таких договоров.

Важно отметить, что в безвозмездном пользовании или аренде религиозных организаций находится имущество не только религиозного, но и благотворительного назначения, предназначенное, согласно письму Минфина России от 24.05.05 № 03-06-02-02/41, для благотворительной деятельности, которая в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» может осуществляться религиозными организациями как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Вакуфы

Продолжается осмысление мусульманским сообществом понятия вакуф и возможности его применения в правовом поле РФ. Весьма важным этапом в этом направлении нужно считать проведение в г. Казани в период с 14 по 17 июня 2004 года Седьмой Всероссийской конференции руководителей духовных управлений мусульман «Вакф и перспективы его развития в современном российском обществе», в работе которой приняли участие представители Королевства Саудовской Аравии, Кувейта, Египта, Ирана, стран СНГ и многих регионов РФ.

В то же время до революции вакуфные объекты у мусульманских организаций появлялись через процедуры дарения и завещания. Вот почему больше внимания надо уделять разъяснению вопросов наследования и дарения для религиозных организаций.

Сейчас существуют все возможности завещать и передавать в дар то или иное имущество. Этот способ необходимо шире практиковать в интересах религиозных организаций.

Если в мусульманскую религиозную организацию обращается прихожанин или другой человек, желающий передать свое имущество по завещанию, то необходимо в первую очередь с ним подробно побеседовать, в случае справедливости его намерений, поддержать их, объяснить пути решения. Очень важна правовая корректность, необходимо обязательно выяснить, является ли завещатель законным собственником, не обременено ли оно долгами, не могут ли на него претендовать наследники, имеющие обязательную долю по закону, не выдвигает ли завещатель условий, которые для мусульманской организации неприемлемы, может ли такое имущество по своему назначению быть в собственности мусульманской организации. Будущему завещателю необходимо объяснить, что для завещания обязательна письменная форма и нотариальное удостоверение с оплатой госпошлины. Также ему надо сообщить полное уставное наименование организации как юридического лица, что для завещания является обязательным. Общеизвестным шариатским требованием является также непревышение такого завещаемого имущества одной трети от всего имущества завещателя, две трети которого в непременном порядке отходит к родственникам.

Необходимо инициировать и поддерживать диссертационные проекты по теме вакуфов для их выявления и описания, ведь благочестивая передача имущества под опеку (вакф) имеет у нас давнюю традицию. У татар она всегда была связана с социальной сферой. Через процедуру вакуфа появлялась у нас недвижимость в форме различных школ, приютов, больниц и др. Особенность нашей религии требует сохранения их особого правового статуса, чтобы они функционировали до конца на богоугодной службе людям, поэтому они должны быть неотчуждаемы. Конфискация вакуфов советской властью больно ударила по социальной сфере мусульман.

В этой связи необходимо решить вопрос об окончательном возвращении всех вакуфных объектов, остающихся пока в чужих руках.

Как уже отмечалось, главным качеством вакуфной собственности является неотчуждаемость, поэтому наибольшим препятствием для массового распространения этой разновидности собственности является отсутствие четких законодательных гарантий неотчуждаемости вакуфов, т.е. их вакуфности. Речь не идет лишь о том случае, что имам мечети, получившей в подарок квартиру для мечети может ее в любой момент продать, но и о возможности наложения на религиозную организацию, являющуюся обычным юридическим лицом, субъектом гражданских правоотношений разного рода взысканий (арбитражные суды, искусственное «банкротство» и т.д), т.е. теоретически возможны случаи принудительной продажи этой квартиры, т.е. утраты вакуфа. Если Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» защищает от взысканий имущество богослужебного назначения, вакуфная собственность сюда, к сожалению, не подпадает.

Известно, что в последние годы в Государственной Думе РФ идет процесс подготовки изменений в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», и во время Четвертого Всероссийского семинара руководителей Духовных управлений мусульман «Экономическое и финансовое управление религиозными и благотворительными организациями — реалии и перспективы» в Москве в его Итоговой документ вошло предложение представителей ДУМ РТ о важности узаконения вакуфной собственности в федеральным законе.

Работа с бизнесменами

Пока как правило, участие бизнесменов-мусульман в жизни мечетей зачастую ограничивается строительством новых зданий мечетей. Еще редки случаи участия представителей бизнеса в приходской жизни мечетей. А это очень важно, так как их возможности и опыт организационной работы очень востребован в общественном и благотворительном измерении деятельности мусульманских общин.

В качестве волонтеров и активистов в приходах не хватает интеллигенции, из-за чего часто слышится критика в адрес наших мечетей. Необходимо шире привлекать в состав мутаваллиятов светски образованных, известных людей, так как их знания светской культуры и науки помогут лучше донести до современных прихожан и особенно для потенциальных прихожан ценности Ислама, дойти, достучаться до их ума и сердца.

В приходах не нужно допускать однообразия и застоя, нужно менять периодически членов выборных органов, обновлять общественные советы. Это приведёт к активизации жизни, обновлению методов работы, разнообразит арсенал дагвата.

В сельских приходах необходимо расширять состав мутаваллиятов — приходских советов за счёт привлечения к их работе местного муниципального начальства, а также представителей интеллигенции. Ведь именно приходы решают многие социальные функции: благоустройство и порядок на кладбищах, забота о нищих и сиротах в приходе, воспитание и распространение нравственности, устранение конфликтов, возникающих между жителями, захоронение нищих и оставшихся без присмотра и др.

В рамках реформирования местных властей необходимо предусматривать получение участков сельскохозяйственного назначения для целей содержания мечетей и обеспечения их социального служения и благотворительности.

В связи появлением зданий мечетей во многих мусульманских пунктах нужно мобилизовать усилия активных прихожан и спонсоров на необходимости строительства около зданий мечетей зданий медресе и домов, предназначенных под служебное жильё для духовенства. Наличие служебного жилья при мечетях даст возможность приглашать на служение молодых имамов — выпускников учебных заведений, сохранить их в собственности прихода после их отъезда. Наличие в собственности приходов не подлежащего приватизации жилого помещения очень важно, его можно использовать для приглашения практикантов, проповедников из других регионов.

Полезно создание при приходах попечительских советов, членство в которых сопряжено с внесением определенного годового взноса. Эти средства должны направляться на благоустройство мечети, на содержание её штата, на образовательные цели в приходе и на благотворительность, ремонтные работы, помощь бедным прихожанам, поддержание порядка на кладбищах.

Попечительские советы могут избираться на общих приходских собраниях. Имамы должны быть членами по должности. Численный состав этих советов надо оставить на усмотрение приходов, в исключительных случаях пусть он будет состоять даже из одного человека, благотворителя.

При смене руководства мусульманской религиозной организации необходимо в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97 №125-ФЗ в течение 3 дней уведомить регистрирующий орган. Такая норма введена в действие с 21.03.2002 года.

И, конечно же, бесспорным является то, что полноценное пользование вакуфным имуществом в рамках традиционных для ислама рамок является одним из существенных барьеров на пути радикальных религиозных течений, т.к. вся финансово-хозяйственная жизнь приходов становится абсолютно прозрачной, а средства тратятся на дело распространения и укрепления основ традиционного ислама.