11Делегации мусульман Мордовии во главе с муфтием презентуют Болгарскую академию. Пятого марта в Центральной Соборной мечети Саранска «Аль-Мансур» прошло совещание Духовного управления мусульман Республики Мордовия, где были подведены итоги визита делегации ДУМ РМ во главе с муфтием Илдузом Исхаковым в Болгарскую исламскую академию, озвучены рекомендации о начале сотрудничества с академией в образовательной сфере. Болгарская исламская академия была задумана как главная кузница кадров российского ислама, далекого от радикализма и прочих крайностей. Ее создание поддержал президент России Владимир Путин. Второго марта академию в древнем Болгаре посетила делегация ДУМ РМ. Казалось бы – рядовое событие. Однако ИА IslamNews оно показалось довольно интересным. Дело в том, что каноническая территория ДУМ РМ включает в себя прогремевшее на всю страну село Белозерье, а в составе делегации было несколько представителей этого села. Напомним, что Белозерье, расположенное в Ромодановском районе Мордовии, прославилось не только своими крепкими хозяйствами, успешно интегрировавшимися в рыночную экономику, о которых еще сто лет тому назад мечтал реформатор Петр Столыпин. При деятельном участии СМИ оно получило известность, как оплот «ваххабизма» в центральном регионе России. И это далеко не всегда было журналисткой страшилкой. После развала СССР и падения железного занавеса местная молодежь отправилась для обучения исламу заграницу, главным образом в Египет, Турцию, Саудовскую Аравию и другие страны, что не могло не сказаться на образе мысли и жизни местного населения. По словам белозерцев, основные проблемы в селе начались после приезда из Астрахани радикально настроенного неофита Олега Марушкина (Абузара) и отчасти остаются нерешенными по сегодняшний день. О том, какие изменения происходят в сознании мусульман Белозерья и Мордовии в целом, IN рассказал председатель Духовного управления мусульман республики Илдуз Исхаков.

– Илдуз хазрат, расскажите, что побудило представителей вашего муфтията поехать в Болгар и посетить исламскую академию?

– Двадцатого мая прошлого года делегация духовного управления приняла участие в открытии Болгарской исламской академии. Мы были рады, что в нашей стране начнет функционировать новый мусульманский духовно-просветительский центр, так как на протяжении многих лет испытываем проблемы, связанные с проникновением тех трактовок ислама, которые были несвойственны российским мусульманам. Известно, что мусульмане не могли удовлетворить свои потребности в религиозных знаниях в России, и поэтому были вынуждены отправляться на учебу заграницу. Оттуда вместе с классическими знаниями Корана и хадисов они привозили определенное мировоззрение, характерное для жителей этих стран, основанное на множестве ограничений и буквалистских трактовках священных текстов. Это способствовало самоизоляции мусульманских общин и радикализации их отдельных представителей. Поэтому мы связываем большие надежды с инициативами нашего президента Владимира Путина по созданию отечественной научно-богословской базы, для развития которой и была создана Болгарская исламская академия. Мы посетили академию 2 марта в благословенную пятницу по согласованию с ректором Рафиком Мухаметшиным. Наша делегация состояла из 8 мусульманских деятелей, представляющих различные районы Мордовии. Мы совершили в Белой мечети пятничную молитву, по окончании которой отправились в академию. Нам провели полную презентацию вуза: показали аудитории, библиотеку, административные здания, молельный зал, общежитие, познакомили с учебными программами.

– Каковы были ваши впечатления?

– Первое, на что обращаешь внимание – в академии созданы великолепные условия для проживания и учебы. Мы были приятно удивлены, что все организованно на высоком уровне. Однако не только прекрасные технические и бытовые условия привлекли наше внимание. Руководство работает над тем, чтобы укомплектовать вуз профессорско-преподавательским составом, позволяющим получать качественное образование. Для этого привлекаются преподаватели, обладатели ученых степеней из арабских стран. Можно говорить с уверенностью, что академия имеет все шансы стать одним из значимых мировых центров исламского богословия и конкурировать с зарубежными исламскими вузами.

– Какие вы сделали выводы из своей поездки?

– Пятого марта в центральной мечети Саранска прошло совещание, посвященное итогам нашего визита в Болгар. Духовным управлением было принято решение рекомендовать всем нашим имамам пройти курсы повышения квалификации в Болгарской исламской академии. Также было решено, что уже со следующего года заместители и имамы будут поступать в академию для получения полноценного отечественного исламского образования.

– Каких практических результатов вы ждете от обучения ваших имамов в Болгаре?

– Мы хотим, чтобы наши имамы не просто получили дипломы, а стали настоящими богословами, ориентированными на работу в России, способными писать научные работы, вести богословские дискуссии и диспуты – одним словом, влиять на умы. Если бы такая академия появилась раньше, то было бы меньше студентов, уезжающих в иностранные исламские вузы.

– Вы ставите довольно высокую планку. Сейчас как раз ведутся активные дискуссии, сможет ли Болгарская академия стать главной кузницей мусульманских кадров, по крайней мере, для регионов с преобладающим мусульманским населением, и как этого добиться?

– Вполне сможет, ведь она и создавалась для того. Этот проект очень важен для России – не зря его инициатором был президент Владимир Путин, а реализацией занимались глава республики Рустам Минниханов и государственный советник Минтимер Шаймиев. При таком патронаже вуз сможет существовать и эффективно функционировать. Сейчас в академии учатся 37 студентов и их число, вне всякого сомнения, будет расти с каждым учебным годом. Я надеюсь, что из академии в дальнейшем будут выходить специалисты, которые будут вносить огромный вклад в развитие российского ислама. Как мусульмане России, мы гордимся тем, что в нашей стране есть такое учебное заведение.

– С самого начала функционирования Болгарской исламской академии в ее адрес стала раздаваться критика. Например, Рустам Батров неоднократно отмечал ее излишнюю ориентированность на традицию и невосприимчивость к идеям реформаторства…

– Не ошибается тот, кто ничего не делает. Концентрация на ошибках должна быть, чтобы иметь возможность их исправить. Однако зачастую бывает критика ради критики, а не для того, чтобы помочь. То, что академию поддерживают главы централизованных организаций, такие как шейхи Равиль хазрат Гайнутдин и Талгат хазрат Таджуддин, говорит о заточенности проекта именно под российские реалии и нужды. А научный потенциал будет наработан со временем. Поэтому мы будем рекомендовать своим имамам после бакалавриата продолжить образование в Болгарской исламской академии, а не заграницей.

– А может случится так, что эти рекомендации не найдут понимания в том же Белозерье?

– В любом новом деле найдется какой-то процент недовольных и несогласных. Основная масса жителей Белозерья прислушивается к своим духовным руководителям. Поэтому, если наше духовное управление что-то рекомендует, то большинство воспринимает это позитивно. Будем и дальше проводить работу, отстаивать свою позицию. Недавно появилась альтернатива – Болгарская исламская академия, у желающих получить образование появился выбор; раньше этого выбора не было, и люди от безысходности отправлялись заграницу. Сейчас открываются возможности и у нас в стране. Думаю, что такие, как Батров, в Белозерье не найдутся.

Полная версия на сайте ИА IslamNews: https://www.islamnews.ru/news-bolgarskaja-akademija-pobedila-vahhabizm-i-batrovshhinu-v-belozere/