19Представители РДУМ Пензенской области успешно продолжают повышать уровень своих знаний на курсах КПК в Булгарской Исламской Академии РТ. Курсантам проводят лекции профессиональные лектора, профессора и преподаватели разных исламских наук. К примеру, ШагавиевДамир Адгамович считается специалистом по исламским течениям, суннитской догматике и религиозному источниковедению. Одновременно он является проректором Булгарской академии по научной работе и выступил с очень интересной и актуальной темой лекции «Секты и религиозные группы в исламе».

В частности, вместе с курсантами он разобрал вопросы, касающиеся Ваххабизма/Салафизма, как и когда возникли эти термины и течения, их признаки, основатель, а также зарубежные и отечественные лидеры и авторитеты, в т. ч. современные. Также часть лекции была посвящена спорным вопросам теологии между традиционными суннитами и салафитами, примеры спорных вопросов намаза и других поклонений и многое, многое другое.

«Название «ваххабиты» означает не что иное, как «последователи имама Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба». Ваххабиты – это всего лишь исламоведческий термин. В некоторых мусульманских и арабских странах, умеренных называют просто салафитами, а крайних из них – ваххабитами. Сами ваххабиты себя чаще называют «салафитами», от слова «саляф», которым обозначали праведных предшественников, тех мусульман, которые жили во времена Пророка Мухаммада (аляйхиссалям), его сахабов и их табиинов. Сам термин «саляфия» был введен среди ваххабитов только в ХХ веке. Есть салафиты, структурированные в джамааты (здесь мы говорим о мировом салафизме). Они представляют наибольшую опасность: вооружаются, делают переселение и присоединяются к международным исламистским организациям – джамаатам, подобным тем, что, например, сейчас действуют в Сирии или в Афганистане. Они могут создавать свои группировки, уходить в лес или горы, на третьем этапе начинать боевые действия. Мы их называем «крайними ваххабитами» или «салафитами-джихадистами». Иногда они сами себя на сайтах называют – мы не просто салафиты, а «салафияджихадия».

Внутри «крайних ваххабитов» тоже есть разные категории. Есть трения между самими джихадистами, и уровень теологических воззрений также отличается от джамаата к джамаату. Например, сейчас набирает обороты новая организация «Исламское государство Ирака и Леванта». И она воюет с некоторыми филиалам Аль-Каиды, к примеру, близкой к последней организации «Джабхатун-нусра». Но есть и вполне мирные, умеренные, обычные салафиты. Они к боевым действиям, вооруженному джихаду не призывают, в основном занимаются миссионерством. Самый главный вопрос, который они поднимают – вопрос единобожия. Они считают, что в мусульманской умме нарушено единобожие, и это надо исправлять.Эти так называемые «умеренные» салафиты тоже делятся на разные категории и группы. Некоторые из них признают мазхабы, некоторые – не признают. Те, кто не признает, опираются на мнение отдельных лидеров. Например, был такой шейх Насыраддин Албани, известный здесь своей книгой о намазе. Казалось бы, есть четыре мазхаба, вполне достаточно с точки зрения шариата объясняющие, как совершать намаз. Но Албани, по мнению некоторых, придумывает свой «велосипед», утверждая, что он следует правильно сунне, а мазхабы якобы не следуют правильно. Этот человек для салафитов является великим ученым ХХ века по хадисоведению.