С удовольствием прочитал книгу «Благонравие праведников», принадлежащую перу крупного ученого современности, муршида-камиль, духовного наставника мусульман России, муфтия Дагестана, шейха Ахмад хаджи Абдулаева (куддиса сирруху).
 
Одной из важнейших наук в Исламе является наука «зухд», которая учит салика (духовного путника) приобретению прекрасной нравственности и избавлению от дурного нрава. Высоконравственность – цель каждого мусульманина, о ней много говорится и в Благородном Куръане, и в пречистой и благословенной Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
 
«Тот, кто, очистив облагородил душу, безусловно, достигнет спасения». Куръан, сура «аль-А‘ля», 14. 
 
«Преуспел тот, кто очистился душой. Понес урон тот, кто сокрыл (злое) в душе». Куръан, сура «аш-Шамс», 9-10.
 
В книге «Муватта» (хуснул-Хулук, 8) имама Малика (рахматуллахи алейхи) приводится хадис в котором Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я не послан с какой-либо другой целью, кроме как для завершения прекрасной нравственности». 
 
Также Любимец Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, настоящий муджахид – это тот кто сражается со своим нафсом». (Тирмизи, Фадаилуль Джихад, 2).
 
Мавляна Джалалятдин Руми (куддиса сирруху) прекрасно в стихотворной форме поведал нам о воспитанности:
Если у человека нет воспитанности (адаба), то он не человек,
Ведь главное отличие человека от животного – адаб,
Открой глаза и послушай слово Господа миров,
Ведь все аяты Благородного Куръана призывают к воспитанности.
 
Крупнейший богослов современности, великий муршид, шейх Махмуд аль Уфи (куддиса сирруху) дал ценный совет мусульманам: «Если вы не займете свой нафс истиной, то ваш нафс заставит вас заняться ложью».
 
К сожалению, у большинства современных мусульман есть проблема между знанием и деяниями. Шариат, тарикат и хакикат – состоят из знаний и адаба. Например, знать фарды намаза – это знание, а вот делать намаз в соответствии со своими знаниями это и есть адаб. 
 
В книге Рисаля Кудсия шейха Мустафы Исмета Гарибуллаха (куддиса сирруху), в 150-ом бейте говорится: «Мало