Академик Академии наук Республики Татарстан, первый председатель Всемирного конгресса татар Индус Ризакович Тагиров на страницах газеты «Звезда Поволжья» опубликовал серию своих статьей о национально-культурном возрождении татар в постперестроечное время. В последнем номере газеты он высказал свое мнения насчет выступлений на последнем съезде Конгресса татар, который прошел в декабре 2012 года.

«Не собираюсь давать оценку в целом съезду и выступлениям на нем. Были отдельные весьма интересные и толковые выступления… Однако на некоторых тезисах выступавших не могу не остановиться. Это прежде всего тезис всеми уважаемого председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Я его слова о том, что раньше руководство конгресса не проявляло должного внимания к деятельности религиозных организаций, воспринял как камень, брошенный в нашу сторону. Возможно, я ошибаюсь. Если да, то пусть уважаемый хазрат поправит меня.

Между прочим вот что он говорил в 1997 году на втором съезде конгресса: «За прошедшие пять лет исполком Всемирного конгресса татар, проявляя заботу о каждом из нас, проделал очень много полезных дел. За это мы выражаем искреннюю благодарность господину Индусу Тагирову и молим Аллаха дать ему счастливую и долгую жизнь!».

Впрочем, не обо мне должна идти речь, а в целом о делах, проделанных в первое самое трудное десятилетие деятельности конгресса. В том числе и связанных с взаимоотношениями с религиозными организациями.
Не могу не сказать о том, что перед днями памяти в целях сохранения межконфессионального мира и согласия мы в церквях проводили встречи с представителями православной религии, в том числе и с самим Анастасием. С тем, чтобы трагическое событие 1552 года было адекватно воспринято всеми конфессиями нашей республики.
Я всегда писал и говорил, что татар после этой трагедии от полного исчезновения спасла только наша религия и что она и сегодня должна стоять на страже нации. Не я один, но и все руководители конгресса всегда говорили об этом. И не только говорили, но сделали немало для того, чтобы в стране был межконфессиональный мир, уважительное отношение самих имамов друг к другу. Приходилось выезжать в Уфу и Москву для достижения мира и согласия в нашем доме.
Однако, как ни жаль, в выступлении уважаемого председателя Совета муфтиев России Равиля-хазрата об этом ничего не было сказано. Не были обозначены и такие нынешние проблемы, как постепенный уход из мечетей татарского языка, вытеснение оттуда самих татар. Хазрат был и остается нашим другом, но истина дороже.
12 декабря 2012 года мне из Москвы позвонил Албир-хазрат Крганов и сообщил, что 17 декабря в Общественной палате России в рамках евразийских чтений состоятся общественные слушания «Пути сохранения национально-религиозной идентичности татар России в современных условиях» и попросил меня приехать и выступить. Я согласился, и мы вдвоем с сотрудником газеты «Ватаным Татарстан» Рашитом Минхазевым поехали в Москву. С нами ехал и вице-президент АНТ, руководитель татарской молодежной организации «Салат» Джавдет Сулейманов.
Организаторами этого представительного форума, кроме Московского муфтията ЦДУМ России, Духовного управления мусульман г. Москвы и центрального региона, выступили Общественная палата Российской Федерации, Московский государственный лингвистический университет, Московский центр Льва Гумилева и Национально-культурная автономия татар г. Москвы.
Там были представители Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Белоруссии и даже Приднестровья. В первой половине дня выступили председатель Национально-культурной автономии татар России Ильдар Гильмутдинов и представитель постпредства республики в Москве Алмаз Файзуллин. Много было представителей московских национальных организаций. Странно, но там не было представителей Государственного совета республики и ВКТ, которым были посланы официальные приглашения.
Конференция открылась ровно в 10 часов утра вступительным словом Албира-хазрата Крганова. После официальных приветствий слово было предоставлено мне.
Очень похвалил мое выступление видный писатель, лауреат многочисленных литературных премий Ямил Мустафин. В нем были такие эпитеты: «прекрасная речь», «речь – музыка», «это гигант». А в перерыве стоявшим рядом с ним активистам он говорил: «Вот у кого надо учиться!».
Может быть, мне и не следовало писать об этом. Однако пусть читатель меня простят, не удержался. Давно не слышал каких-либо хвалебных слов в свой адрес.
Были на слушаниях весьма интересные и содержательные выступления. Так, тепло было воспринято присутствующими выступление, посвященное проблемам национального воспитания подрастающего поколения, руководителя молодежной организации «Салат» Джавдета Сулейманова.
Выступавшие с болью в сердце говорили о разногласиях в мусульманской умме страны и призывали религиозных деятелей прекратить всякого рода раздоры и недоумения. Интересно, что русский человек профессор Лингвистического университета, особо остановившись на проблеме межнациональных отношений, заявил, что русские в национальных республиках должны изучать язык коренной национальности.
Не могу не сказать несколько слов о деятельности Албира-хазрата Крганова. Этот умный и образованный человек, оставив образцово налаженную мусульманскую жизнь в Чувашии, согласился стать муфтием Москвы и Центрального региона. Он знал и хорошо понимал, что проблем в мусульманской умме российской столицы и московской области более чем достаточно. Однако взялся за это трудное дело. Он всеми силами ищет и добивается взаимопонимания не только среди татар-мусульман, но и всей общественности российской столицы.
В тот же день, пожелав хазрату успехов в его благородной деятельности, мы расстались с ним. Он часто звонит и рассказывает о ситуации в столице и о своих делах. А этих дел у него много, ибо он ко всему прочему и член Общественной палаты России. Сидит в одном кабинете с Николаем Сванидзе. Они часто советуются. Кроме Сванидзе, к нему обращаются за советами и другие члены Общественной палаты.
Впрочем, членом этой палаты является и представитель Мордовии директор научно-исследовательского института при правительстве республики Валерий Анатольевич Юрченков. Он в свое время защитил кандидатскую и докторскую диссертации на нашем совете по угро-финской истории и историографии. В настоящее время является членом совета, где сам защищал свои диссертации. В Общественной палате тесно общается с Кргановым. А я с ними обоими поддерживаю постоянную связь.
Меня часто приглашают активисты молодежной организации «Азатлык», приходится присутствовать и на некоторых мероприятиях Татарского общественного центра. Проблем и здесь немало. А где их нет? Но они решаемы. Требуется только совместное желание и конкретные дела государственных и общественных организаций. Так, как это было в 80-е и 90-е годы прошлого столетия.
Я же оптимист, верю в это и говорю: «Dumspiro, spero» – Пока живу, надеюсь!
Индус ТАГИРОВ, академик АНТ»