Региональное духовное управление мусульман (РДУМ) Пензенской области под Председательством муфтия А.Х. Юнкина в составе Центрального Духовного Управления Мусульман (ЦДУМ) России с его главой уважаемым Верховным муфтием Шейхуль-Исламом Т.С. Таджуддином было создано в 1993 году и стала важнейшей структурой в жизни-деятельности мусульманской общины, организующей деятельность Муфтията, членов президиума из глав казыята (института духовных судей), ахундства и мухтасибатов (благочиний).

Казыят – это институт духовных судей. После революции 1917 года практически полностью этот институт был разрушен и на территории постсоветского государства он практически не существовал. Хотя должность казыя, она всегда вроде бы и присутствовала, но как таковой деятельности не велось.

Ахунд (перс. آخوند), ахун — в Иране и дореволюционной России мусульманский «епископ», аналог арабского кади. До 1788 года ахунды являлись главами духовенства областей и городских общин и именно через них царские власти взаимодействовали с имамами. АХУНД также - старший мусульм. мулла.   Можно выделить самого известного в последнее время, работающего в этом направлении - Габдулхак хазрат Саматова, который долгие годы служил в казанской мечети «Марджани» и параллельно вел казыятскую работу. К нему постоянно обращались люди по личным вопросам, связанным с общественной жизнью, с религией и т.д. Казыем РДУМ ПО на расширенном пленуме в марте 2012 года был избран имам-хатыб г. Кузнецка Актяс хазрат Козлов, который вот уже более 25 лет ведет работу по направлению наших предков, соблюдает и призывает блюсти обычаи наших народов. Никогда не под каким предлогом не отходил от курса исторического управления ЦДУМ России. Верен традициям предков, мудр в своем решении.

По уставу Регионального Духовного управления мусульман ПО сфера влияния, или вопросы, которыми уполномочен заниматься казый, - это отслеживание выполнения распоряжений регионального муфтия по районам, это постоянный контроль за нравственным обликом «духовных служителей» любого ранга. Казый имеет право проконтролировать как мухтасиба района, так и каждого имама-хатыйба, муэдзина, преподавателя. Казый также ведет рассмотрение канонических дел по семейным вопросам, это бракоразводные процессы, вопросы признания брака действительным/недействительным, вопросы раздела имущества.

Конечно, на данный момент все решения казыя имеют пока только рекомендательный характер. Т.е. люди, которые к нему обращаются, понимают, что выносимое им решение, в силу некоторых причин на территории Российской Федерации, имеют официально только рекомендательный характер. Российский гражданин волен этому решению следовать, либо нет. Но мусульманин должен при этом учитывать, что его решения выносятся именно опираясь на законы Всевышнего. Следовательно, когда человек обратился к нему и получил достаточно разъясненный ответ и решение по его вопросу было вынесено, должен понять, что это решение основано на слове Божьем, на законах Аллаха. Верующий мусульманин не отвергает законы Божьи.

 Ахунд (перс. آخوند), ахун — в Иране и дореволюционной России мусульманский «епископ», аналог арабского кади. До 1788 года ахунды являлись главами духовенства областей и городских общин и именно через них царские власти взаимодействовали с имамами. АХУНД также - старший мусульм. мулла.  

Деятельность мухтасибатских правлений руководителями которых являются имам-мухтасибы (благочинные):

Кулахметов Р.Ф.

Юнкин И.З.

Богданов С.А.

Туляков А. Ш.

Мухтасибатские правления занимаются с руководителями указанных махалля-приходов. Первое мухтасибатское правление объединяет районы: Городищенский и Неверкинский, второе объединяет районы: Сосновоборский и Кузнецкий, третье объединяет район Кузнецкий и четвертый объединяет районы Каменский, Пачелмский и Шемышейский в которых расположены приходы РДУМ в составе ЦДУМ России.

Во главе мухтасибатов казыят: руководитель казы Козлов А.М. и ахундское правление: руководитель имам-ахунд Юнкин А.А. Ахундство в Муфтияте как промежуточное звено между руководством РДУМ и Мухтасибатами, для укрепления оперативности управления общинами. Имам-ахунд возглавляет от 3 до 7 мухтасибатов, находящихся в административном управлении ДУМ. Указом №13-07 от 04.03.2007 г. Шейхуль-Ислама Верховного Муфтия, Председателя ЦДУМ России Т.С. Таджуддина, было создано ахундство во всех приходах ЦДУМ России.

30 приходов под председательством имам-хатыбов в каждом приходе из шести членов Совета махалли. Руководители мусульманских религиозных организаций РДУМ Пензенской области имамы :

Решение текущих вопросов махалли происходит поэтапно, имам-хатыб взаимосвязан с мухтасибатским правлением, мухтасибат взаимосвязан с ахундским правлением и казыятом, ахундское правление и казыят взаимосвязан с Муфтиятским правлением, а РДУМ под уставом ЦДУМ России. Централизованно контролирующей деятельность каждой мусульманской организации.

Указом №15-07 от 04.03.2007г. Шейхуль-Ислама Верховного муфтия председателя ЦДУМ России об образовании общественных Советов во всех приходах ЦДУМ России, Указом №78 муфтия РДУМ Пензенской области образовался общественный Совет при РДУМ Пензенской области. Для укрепления оперативности управления общинами, объединениями верующих, поддержания взаимосвязи между конфессиями. Состав общественного Совета при духовенстве РДУМ Пензенской области из 17 человек.

 

Председателем общественного совета в 2012 году  был избран Абубекиров Хамзя Искандарович, с 2008 года числившийся  членом Общественного совета при РДУМ.  Сравнительно недавно в августе 2014 года он был избран помощником члена  Общественной палаты Пензенской области.

Говоря о целях и деятельности Общественного совета необходимо отметить. что сегодня религиозные объединения нуждаются в подобных общественных организациях.

Общественный Совет, как я думаю, это не что-то придуманное новое, а хорошо позабытое прошлое, во все времена верующие были неразрывно связаны с деятельностью духовных центров, Общественный совет это не что иное, как сплоченный коллектив (Джамаат в правильном его понимании и интерпретации, как нас учил Пророк Мухаммад с.а.в.)

Положительный процесс духовного обновления общества сегодня зависит не только от религиозных деятелей, но и от самих верующих, в том числе, от миллионов российских мусульман, которые в состоянии  вносить свой достойный вклад в развитие религии, в укрепление высокой нравственности и гуманизма.

 

Сегодня мы видим, что пензенское духовное управление под чутким руководством Адельши хазрата Юнкина на протяжении долгой истории служит идеалу мира и добра, определенного Священным Кораном и сунной Пророка, незыблемо распространяет все свое влияние на сохранение мира и стабильности в регионе. Динамично развивающийся современный мир предложил внести новые подходы для эффективности духовной миссии. В религиозной среде после 70 лет атеистического прошлого назрела необходимость привлечения к вере разные слои общества, в том числе молодежи, интеллигенции, рабочих, бизнесменов и т.д. Всем ясно, что, не привлекая широкие слои общества, религия не может реализовать заветы Священного писания, быть полезным обществу в решении социальных задач. По сей день Общественный совет при РДУМ ПО плодотворно функционирует. Он объединил активных прихожан города Кузнецка и района, душой и сердцем беспокоящихся о Родине и вере.  Советы начали помогать в благотворительной деятельности, помогать детям-сиротам, инвалидам, больным, школам - и все это под руководством прихода. Общественные Советы стали связующим звеном между органами власти и обществом.

 Цели же и деятельность общественных Советов определены уставами региональных ДУМ и ЦДУМ России. Общественные Советы призваны к тому, чтобы не допустить межконфессиональных разногласий, проводить пропаганду духовно-нравственных ценностей, религиозных образований, соблюдению национально-культурных обрядов, профилактике негативных явлений в обществе, своевременно информировать руководство региона о назревающих трениях между конфессиями и государственными общественными учреждениями, своевременно находить те или иные рекомендации по выходу из сложившихся ситуаций. Как правило, общественные Советы начинаются чтением Священного Корана и далее начинается обмен мнениями по тому или иному вопросу, проводятся дискуссии по повестке дня, в итоге вырабатываются планы по решению поставленных задач, принимается общее общественное решение.

Слава Богу, сегодня мы с верой и надеждой смотрим в завтрашний день. Мы видим медленное, но неуклонное духовно-нравственное возрождение нашего общества, сознания россиян, постепенное повышение уровня жизни, реализацию приоритетных национальных программ. К сожалению, есть люди, которые хотели бы видеть разрушение веры, которым многое в исламе не нравиться. Не нравиться его толерантность, спокойствие, взвешенность.

В ведении РДУМ Пензенской области также есть совет старейшин, совет аксакалов, молодежный дискуссионный клуб «Молодежь и ислам в 21-ом веке», Региональный благотворительный фонд помощи «Родник», который был учрежден по благословению главы администрации г. Кузнецка Златогорского С.А. на Заседании членов Общественного совета и Регионального духовного управления мусульман ПО 28 апреля 2014 года. Основной целью Фонда является формирование имущества на основе добровольных имущественных взносов, пожертвований и направление его в порядке, установленном действующим законодательством, на благотворительную деятельность в области поддержки исламской культуры, науки и образования, а также содействие их развитию. Проводим Воскресные курсы по изучению татарского языка и основ Ислама почти во всех приходах.  Работа с молодежью у нас на первом плане. В этом году и в последние годы нашим коллективом проведена большая работа по обучению азам умеренного ислама детско-юношеского возраста в городе Кузнецке и ближайших густонаселённых татарских селах. Но хотелось бы отметить, что старшее поколение подходит с недостаточной осознанностью и неосновательностью в значимости приобретения религиозных знаний младшим поколением. Довольно низкую посещаемость в курсах при мечети можно объяснить менталитетом татарского народа, да и других представителей национальностей и культур, проживающих на всем постсоветском пространстве, который позволяет думать, что если населению предоставляются  безвозмездные или дешевые услуги, либо бесплатное образование, то они низкокачественные. Ведь весь преподавательский коллектив в нашем управлении квалифицированно обучает детей абсолютно бесплатно, более того, детей всячески поощряют, устраивают для них чаепитие, во время закрытия лагерей все получают  подарки.

Планируем открыть совет Женщин города Кузнецка. Готовит РДУМ Пензенской области духовных деятелей (имамов, преподавателей, богословов, муэдзинов) по линии ЦДУМ России. Восстанавливает разрушенные за десятилетия мечети, проповедует Ислам и нравственные ценности среди тех, чьи предки испокон веков были мусульманами.

Ежегодно с 2008 года нами проводятся  курсы повышения квалификации имамов в городе Кузнецке в комплексе мечети махалли №1903. Мы стараемся пригласить специалистов из различных структур и органов власти для чтения лекций имамам. В планах и на этот год провести эти курсы в Кузнецке. А также с прошлого года наши имамы стали слушателями на курсах повышения квалификации мусульманских священнослужителей в РИУ ЦДУМ России г. Уфы. Курсы повышения квалификации мусульманских священнослужителей в РИУ Уфы и Казани организованы по непосредственной инициативе полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. Имамов обучают, как противостоять радикальным течениям в мусульманских общинах. Эти знания муллы доносят до своих прихожан. Ведется не плохая работа в этом направлении в СМИ, в частности в нашей газете «ИМАН» и сайте «Муслим-Пенза».

РДУМ Пензенской области налаживает тесные взаимоотношения, и взаимодействия с представителями властных и других структур области при этом участвует правительственных мероприятиях. Председатель РДУМ Пензенской области уже несколько лет включен Губернатором Пензенской области в члены общественной Палаты Пензенской области.  

Участие РДУМ Пензенской области в важных мероприятиях ЦДУМ России, на пленумах муфтиев всех приходов ЦДУМ России, ежегодных сборах, который проходит в Булгарах по инициативе уважаемого Шейхуль-Ислама Талгат хазрат Таджуддина, Верховного муфтия, Председателя ЦДУМ России, влечет за собой духовное родство потомков древних "Булгар". Множество встреч с духовными деятелями России, тесное взаимоотношение и обмен опытом работы с Муфтиятами Республики Чувашии под председательством муфтия Альбир хазрат Крганова, с Муфтиятом Самарской области под председательством муфтия Талип хазрат Яруллина, с Муфтиятом Ульяновской области под председательством Савбян хазрат Сулейманова, с Муфтиятом Оренбургской области под председательством муфтия Габдульбари хазрат Хайруллина, с Муфтиятом Республики Мордовии под председательством муфтия Мордовии Заки хазрат Айзатуллина.

Участие в празднование 1100-летия принятия Ислама в России. Празднование 225-летия образования ОМДС (2013г.) Участие и выступление в разных межрегиональных научно-практических конференциях "Ислам и Государство", "Шыгырданские чтения", "Ислам и Современное общество", "Ислам-религия мира и добра", и.т.д. Участие на национально-культурных мероприятиях, фестивалях, религиозно-литературных композициях "Мавлид", "Бараат", "Рамадан-Шариф", "Мирадж", участие в Хансаваровских чтениях.

Затрагивая хансавяровские чтения, следует сказать состоянии образовательного процесса в регионе…   

Рассматривая эти причины можно увидеть актуальность систематизации и приспособления религиозных знаний с современными стандартами, не меняя ее основы. Современный религиозный деятель помимо знаний основ религии должен знать и психологию, риторику того языка, на котором он ведет урок или проповедь, знания компьютера, Интернета и многое другое.

Современные проблемы исламского образования являются источником обсуждений не только среди верующих мусульман, но и государства. Существующие исламские вузы движутся в разных направлениях по реализации исламского образования. Одни склоняются к заимствованию модели образования каирского университета аль-Азхар, делая упор на знания разговорного арабского языка, а другие придерживаются мнения, что исламское образование есть изучение истории ислама и его норм. Несомненно, оба компонента должны присутствовать в современной модели исламского образования. Прежде всего нужно понимать то, что какую бы модель мы ни строили, ориентиром должен быть тот традиционный ислам, который был изначально в нашей стране. Также нужно учитывать то, что исламское образование будет развиваться в рамках государственного образовательного стандарта.

На сегодняшний день этот стандарт построен по модели православного религиозного образования, который не имеет лингвистического направления и не учитывает традиции исторически сложившегося ислама на территории России. Выходом из данной ситуации является разработка стандарта или же стандартов, ориентированных на совмещение глубоких знаний арабского языка, включая разговорный арабский язык, и норм традиционного ислама.

На сегодняшний день в Центральном духовном управлении мусульман России разрабатывается свой образовательный стандарт, ориентированный на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности бакалавр «теологии».

Необходимо сохранение самобытности, культуры, идентичности, религии, языка, изучение произведений местных авторов - Татар, Мишар, Башкир, мусульман Сурского края, из них Ишан Хабибулла Хансаваров (1805-1897гг.). Хабибулла-хазрат в мусульманском мире известен как знаток форм и методов обучения мусульманскому вероучению. Он налаживал работу у себя в медресе и в соседних регионах - известных всей округе мусульманских учебных заведениях. Закончившие его медресе обыкновенно не уходили в другие сферы мусульманского образования, посвящали себя служению в должности имамов и муэдзинов, преподавателей (муаллимов). Известно, что таковых было более 300. Среди окончивших это учебное заведение очень много было тех, кто бескорыстно занимался благотворительностью, издавал книги, работал в качестве журналистов, строил медресе, Сын Ишан-хазрата Абдульвахит-хазрат продолжал более четверти века дело, начатое отцом. Он учился у известного ученого просветителя Шигабуддина Марджани.

Благодаря устремлениям отца и сына постоянно совершенствовать и пополнять учебный процесс, в медресе вводились новые предметы: история татарского народа, бухгалтерское дело, экономические дисциплины. Хабибулла-хазрат был имамом 3-ей мечети 45 лет. Только в возрасте 80 лет он передает обязанности имама сыну. И оставшуюся часть жизни посвящает обучению детей основам Ислама. И в учебном классе и в мечети он призывал людей только добру и справедливости, послушанию и богобоязненности.

Современность сегодня, бесспорно требует от нас распространение знаний о мусульманской религии и культуре татарского народа со времен великих Булгар для эффективного решения проблем стоящих перед обществом с целью дальнейшего повышения уровня жизни в социуме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, повышения уровня образования богословов (имамов) укрепления роли семьи, просветительскую деятельность, противодействие экстремизму и терроризму, недопущения раздора российского общества на национальной и религиозной почве, укрепление всесторонних связей с государственными органами с целью взаимовыгодного сотрудничества во имя благоденствия, мира и добра.

В нашем регионе, как и в других регионах, живое современное общество, естественно все живое имеет и свои проблемы, озвучив болезнь, мы все вместе должны выработать к ним иммунитет и всегда должны быть готовы достойно отвечать на новые вызовы порокам нашего общества.

Как в религии Ислам гласит быть толерантным, то есть сохранять лучшие традиции добра, согласия и сотрудничества, которые многие века служили залогом мира и благополучия. Долг каждого из нас сообща создавать благополучие нашей Родины и вносить достойный вклад в духовно-нравственное возрождение и процветание нашего Отечества.

К сожалению, на сегодняшний день многие мусульмане России не знают славной истории своего народа. Наша история тесно переплетена с традициями Ислама, суннитского толка, непосредственно с традициями ханафитской правовой школой. Увы, сегодня молодежь, которая сильно переживает за будущее своего народа, желая помочь, попадает в разные политические сектантские организации с нетрадиционным уклоном в России, прикрывающейся религией Ислам. И, сами того не ведая, продолжают разрушать веками налаженное историческое наследие, которое насчитывает почти полторы тысячи лет и уходят корнями к асхабам. Ведь мы прекрасно знаем в Древних Булгарах возле Малого минарета покоятся сахабы-сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).

Выражаем благодарность Администрации губернатора, правительству Пензенской области за доброе отношение содействие при решении текущих вопросов РДУМ Пензенской области, несомненно, внося в дело духовно-нравственного возрождения народов России, служат сохранению межконфессионального и межнационального мира и согласия, что является основой стабильного развития и процветания нашей многонациональной Родины-России.

Ислам - это традиционная религия России, сегодня она глубоко укоренена в российском обществе. И этот фактор может и должен служить для укрепления взаимоотношения и взаимоуважения народов страны. Мусульманам России чужды пагубные идеи экстремизма и терроризма. Ибо они не совместимы с верой во Всевышнего Творца, сущность которого является мир и милосердие ко всем людям. Нельзя допустить, чтобы божественную религию Ислам использовали для разжигания межконфессиональной и межнациональной вражды и разобщенности людей.

Основными формами работы РДУМ Пензенской области является пленумы, заседания, комиссии и рабочих групп. РДУМ Пензенской области осуществляет свою деятельность на основе традиционного Ислама, Конституции Российской Федерации и направлена она на развитие гражданского общества. Решение РДУМ Пензенской области, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. По вопросам, требующим решения РДУМ и общественный Совет вносит соответствующие предложения в органы, к компетенции которых относятся принятые указанные решений. Кроме того, почти на каждом заседании, заслушиваются информации - отчеты имамов той или иной махалли о проводимой работе среди мусульманского населения.

Общественный Совет Пензенской области в своей деятельности практикует выездные заседания на базах мечетей с приглашением имамов прихода, советов махалли и прихожан, представителей органов власти: руководителей района, сельских администрации и общественности. Нужно сказать, что такая форма работы, на наш взгляд, более эффективна, т.к. члены общественного Совета знакомятся с материально технической базой, с проблемами общины, психологической обстановкой среди населения, с выполнением национально-религиозных обрядов среди населения. Уделяется внимание благоустройстве вновь выделенных мусульманских кладбищ в районах области.

Наибольшее количество татар проживают в Неверкинском (43,3%), Городищенском (41,9%), Сосновоборском (30,2%), Кузнецком (27,2%), Каменском (22,6%), Лопатинском (19,9%), Пачелминском (14,5%), Шемышейском (10,8%) и других районах области. Национальный состав населения (по данным Пензастата и Деловая Пенза 2005г.).

Саратовский историк А.А. Гераклитов в 1923г. писал, что наиболее ранняя грамота о заселение татарами этих мест относится к деревне Пенделька и датирует 1685г. (Гераклитов А.А. История Саратовского края). Известно, что татарское село Усть-Уза, основанное в 1683г. темниковскими и саранскими полковыми татарами во главе с Альмяшем Елаевым. Известный историк 19 века Г. Ахмеров который изучал татарские села Кузнецкого уезда отмечал в своей книге: "Татары Кузнецкого уезда, Саратовской губернии" что в Пендельке, Алазани (Елюзани), Дюма, Колчуре, Бигееве, Чершуме, Мазаре, Труеве и других селах живут татарские мурзы: Агишевы, Янгалычевы, Тенишевы, Муратовы, Дебердеевы, Еникеевы, Байгильдины, Бичурины, Терегуловы, Кулахметовы, Янгуразовы, Бахтияровы, Ахмановы, Давлетгильдеевы, Бакшевы, Богдановы и др.

Во время Екатерины Великой татары получили экономическую и правовую свободу:

– 1756г. - указ о разрешении строить мечети и организовывать мусульманские школы при них.

– 1763г. - было разрешено торговать служилым людям, заявлять о своем капитале. Начинает свое развитие татарское купечество, с правом торговли по всей Российской империи.

– 1773г. - Закон о веротерпимости в отношении всех вероисповедании, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессии. Он представляет светским властям право решать вопрос об учреждении храмов любой веры.

– 1784г. - Указ, согласно которому все мусульмане, имеющие благородное происхождение и доказавшие свою преданность империи, могли быть приравнены к русскому дворянству в правительственных привилегиях. (Халиков А.Х. Татарских народов и его предки).

– 1788г. - Создание Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. Согласно этому закону, для утверждения имама требовались, чтобы Духовное собрание, обсудив кандидатуру имама, ходатайствовало перед губернатором, и лишь после этого имам утверждался в своей должности.

Закон 1784г. признавал дворянские права за теми представителями татарской знати, которые, оставаясь мусульманами, смогут представить соответствующие документы, доказывающее их благодарное происхождение. У татарского населения бывшего Мещерского юрта, из-за сохранений высокой доли служилых, этноним "татары" закрепился намного раньше.

К официальным документам, доказывающим мурзинское происхождение (копии различных выписей) прилагались также родословные, поколенные росписи.

В Кузнецком уезде больше половины населения составляли татары. Несмотря на провозглашенный тезис, что и различие вероисповедания или племени не препятствует оформлению на службу, и законодательство России в 19 веке существенно ограничено привлечение в административный аппарат органов управления лиц нерусских национальностей.

Указ 1827г. устанавливал 4 категории лиц, имевших права гражданской службы. К первой относились потомственные дворяне, ко второй - дети личных дворян, купцов первой гильдии, священников и дьяконов, к третьей - дети приказных служителей, не имеющих чинов; к четвертой - не имеющие права на службу, но принятые ранее издания данного закона. (Свод учреждений Ч. 3, Ст. 3.33). Подавляющее большинство населения края (татары, мордва) было отстранено от самой возможности вхождения в госаппарат, влияния на комплектования местных органов управления.

Касаясь вопроса местного самоуправления, нельзя не отметить, что татары старались в своем быте и образе жизни следовать требованиям шариата. Татарские сельские общины на всем протяжении своей истории являлись оплотом традиционного мусульманского общества: "Община представляет собой прочную связь, имея свои законы, обычаи, общественные порядки, поддерживаемые в постоянной силе и свежести духом Ислама". Община эта имеет свои власти в лице старейшин и всего прихода, не нуждающиеся в высшем признании, ибо авторитет этой власти - авторитет религиозно-нравственный… Община эта имеет совершенно независимое духовенство, не нуждающиеся ни в каких санкциях и посвящениях. (Гаспринский И. Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения мусульманина - Симферополь, 1881г. - стр.25-26).

Татары организовались в особые социальные сообщества на конфессиональной основе (махалля), регулирующие межличностные, межгрупповые взаимоотношения, способствовавшие жизнеспособности ислама в чужеродных, и иногда враждебных, для него условиях. Каждая махалля, или мусульманская община, относилась к определенной мечети. Махалля выполняла не только религиозную функцию, но и являлась также местом обсуждения приходских проблем. Практически в каждой махалле имелось отдельное учебное заведение. Благодаря родственным, клановым, профессиональным узам в махалле культивировались элементы соседского права, возводились в негласный закон общежития солидарность, взаимопомощь, местный патриотизм. Самоуправление мусульманской общины (махалли) обеспечивалось и крепкой системой самофинансирования, наличием общественной казны, управляемой специальными попечительствами, что позволяло содержать здание мечети и медресе, имамов, муэдзинов, благоустраивать приходскую территорию, финансировать развитие образования. В махалле предполагался и совещательный орган - совет старейшин, куда входили влиятельные и богатые члены общины. Однако коллективная воля общины в духе Ислама контролировала и ограничивала амбиции отдельных предпринимателей, используя их потенциал на общественные нужды.

Уже в конце 18 - начале 19 века, по причине увеличения населения.

Согласно указу 1797г. местная губернская власть стала предлагать места для новых поселений, преимущественно на луговой стороне Волги.

Новый этап жизнь мусульман России в нашей стране приобрел статус равноправного участника межрелигиозного диалога жизнь исламского общества, простые мусульмане не отделяли себя от судьбы своей Родины, способствовали развитию патриотизма. Новый этап жизнь мусульман России демократизация. Потребовались годы для восстановления и развитие системы мусульманского образования. Было отмечено, что исламские религиозные организации стали прочной основой в развитии межконфессионального и межнационального сотрудничества на территории Приволжского федерального округа. Активная проповедническая, общественная профессия духовных лидеров, позволило выработать стойкий общественный иммунитет против религиозного экстремизма и этнического сепаратизма. Духовное понимание должны быть доминантным и перспективным.

Несмотря на то, что Пензенская область у нас многонациональна и многоконфессиональна никаких конфликтов на национальной и религиозной почве у нас нет, и мы как религиозные деятели этим очень дорожим. Читаем, что позитивный результат достигнут во многом, прежде всего благодаря эффективному взаимодействию органов государственной власти национальных объединений, религиозных конфессий при этом мы исходим из основополагающих принципов это, которое есть законность, гласность, равенство прав и свободы граждан, поддержка всех конструктивных инициатив со стороны государственной власти, гражданского общества.