Выступление Муфтия Альбира Крганова на слушаниях в ОП РФ на тему: «О решении Верховного суда Российской Федерации в отношении правомерности решения органов исполнительной властей Мордовии по утверждению типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия».

Уважаемые Алмаз Равилевич, Иосиф Евгеньевич, дорогие муфтии, представители религий России, эксперты и участники наших слушаний!

Позвольте в начале поблагодарить всех вас за участие в работе нашего заседания и за то выраженное вами желание найти решение данного очень актуального для нас мусульман- граждан России вопроса.

До начала обсуждения мне хотелось бы отметить и подчеркнуть, что все мы, присутствующие сегодня в этом зале – граждане своей страны – России с ее многовековыми традициями и историей. Верующие и атеисты – мы все живем в одной стране и у нас одна судьба, общие проблемы, требующие своего решения.

Поэтому при обсуждении проблемы ношения женского головного убора в образовательных учреждениях мы должны помнить о законе, помнить о религиозных, национально-культурных и иных традициях разных коренных народов России, бережно относиться к ценностям нашей жизни. Обсуждаемый вопрос требует бережного отношения, политизация проблемы и демагогия здесь просто неуместны и вредны.

Сегодня в зале присутствуют представители органов власти, общественных объединений, ученые, эксперты, журналисты, религиозные деятели. Каждый из нас в чем-то виноват и ответственен за то, что проблема ношения женских головных уборов в школах достигла такой остроты и способна нанести большой вред нашему единству и сплоченности. Надеюсь, что все присутствующие будут услышаны и их аргументы одинаково будут учтены в ходе нашей дискуссии.

Хочу отметить, что мусульмане, как и представители других традиционных конфессий, с большим уважением относятся к базовым принципам устройства нашего государства и школы, не ставят под сомнение светский характер школы в современной России. Но снова и снова возникает трудный вопрос о разнице между светским и атеистическим государством.

Мы видим, что на данным момент возник актуальный вопрос: «может ли девочка носить платок в школу и не противоречит ли это тем самым базовым светским принципам»?

Это вопрос, как и любой другой, необходимо рассмотреть с разных сторон.

  1. Если мы говорим о хиджабе, а особенно в школе, то возникает резонный вопрос каковы же критерии хиджаба (т.е. что считать хиджабом) и кто в той самой школе будет определять – хиджаб это или просто платок, который не несет никаких дополнительных смыслов?
  2. Главная претензия Министерства образования РФ в том, что хиджаб – это демонстрация религиозности и религиозный символ как таковой. А что будет делать администрация школы, если на прямой вопрос является ли это религиозной символикой или нет, ребенок ответит, что это всего лишь элемент одежды и не более того. Либо родители в письменной или устной форме прокомментируют руководству школы, что это не имеет никакого отношения к религии.
  3. По Конституции РФ светское и религиозное мировоззрение равны, а значит должны быть равны и внешние их проявления в публичном пространстве. Эти же принципы закрепляются в ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях». Поэтому запрет на проявление религиозного мировоззрения вступает в определенное противоречие с Конституцией и отмеченным законом.
  4. С 2012 года в российские школы внедряется возможность преподавать основы религии (православной, исламской, буддийской, иудейской). Если двигаться по логике абсолютной светсткости школы, тогда и вышеуказанное начинание можно трактовать неоднозначно. В предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России» помимо религиозных модулей предоставляется возможность выбрать курс «Основы светской этики». Выбор, какой модуль в школе будет изучаться, остается за учениками и их родителями. В связи с этим возникает такое предложение: решение вопроса о ношении религиозной символики должны также принимать родители каждой отдельно взятой школы.
  5. Если брать за основу западный опыт, то только Франция имеет запрет на ношение хиджаба в публичном пространстве, тогда как большинство стран в Европе и Северной Америке, не запрещают платки даже в школе. Не изучать опыт западных стран также было бы не верно.
  6. С другой стороны, в исламской традиции ношение платка не является обязательной нормой для несовершеннолетних девочек (учащихся младших и средних классов). Например, для этой категории детей проблема вовсе не актуальна.
  7. Если проблема переходит в трудноразрешимую стадию, то возможно распространение давно нам знакомой и проверенной практикой традиции лицеев, гимназий и школ по гендерному принципу, т.е. отдельные школы для девочек и отдельные школы для мальчиков. Эта традиция была и в дореволюционной России, в СССР и на современном этапе развития нашей страны это не экзотика. Подобная практика абсолютно не противоречит нормам светского характера образования.

Уважаемые коллеги!

Вопросов по теме нашего обсуждения, конечно же гораздо больше. Надеюсь на заинтересованное и плодотворное обсуждение и на коллективный поиск верного решения в вопросе ношения хиджабов в общеобразовательных школах.

Спасибо за внимание!