Накануне в Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ состоялось заседание Экспертного совета, в состав которого входят глава экспертного совета Хабутдинов А. Ю., руководитель рабочей группы по реализации Программы подготовки специалистов с углубленным изучением ислама Алмазова Л. И., руководители республиканских медресе, представители Российского исламского института, Духовного управления мусульман РТ. 

В повестке дня впервые рассматривался вопрос о разработке учебно-методических комплексов для средних образовательных религиозных учреждений.

Отметим, что в Республике Татарстан существует 9 медресе, которые имеют лицензию на ведение образовательной деятельности. Однако до этого времени во всех них преподавание дисциплины опиралось сугубо на усмотрение и умение преподавателя.

Все медресе проходили проверку со стороны прокуратуры, Министерства образования и науки РТ, но уже давно нуждались именно в методической поддержке. По этой причине была организована рабочая группа, которая привлекала бы опытных преподавателей к разработке учебно-методических комплексов.

Все медресе реализуют программы среднего профессионального религиозного образования, однако по уровню преподавания они имеют отличия друг от друга. «Вот, например, медресе Кукморское и Мамадышское следуют более упрощенному учебному плану и подходят для начального уровня. Есть очень сильные медресе – это "Мухаммадия" в Казани, которая более углубленно изучает дисциплины и обеспечивает повышенную подготовку. Остальные медресе как "Фанис", Буинское, "Ак мечеть", Казанский исламский колледж — они больше подходят базовому уровню. Поэтому, учитывая все эти нюансы, были разработаны образовательные стандарты среднего религиозного профессионального образования начального, базового и повышенного уровней», — пояснила зав. учебным отделом РИИ Назира Гизатуллина.

«Главная задача Казанского Университета – помочь медресе в подготовке учебно-методического обеспечения, которое совмещало бы в себе три основных компонента – давало бы знания о классических источниках ислама, знакомило бы с традициями татарской богословской мысли и, одновременно, соответствовало уровню светского образования в области образовательных методик, использования информационных технологий. Сегодняшнее совещание еще раз доказало, что мусульмане, в частности, в лице директоров медресе, гармонично интегрированы в современный социум, более того, многие из них демонстрируют больший созидательный потенциал», — сказала руководитель рабочей группы по реализации Программы, доцент ИМОИиВ КФУ Алмазова Л. И.

На заседании представители всех медресе выдвинули своих кандидатов по всем трем уровням мусульманского образования. Экспертный совет коллегиально выбирал преподавателей, которые будут отвечать за разработку учебно-методических комплексов, и кураторов, на чей счет возлагается контроль над выполнением. При отборе претендентов в обязательном порядке учитывались сведения об образовании преподавателя, стаж работы и опыт работы с учебно-методической документацией.

Далее разработки учебно-методических комплексов отправятся на рецензирование. Рецензентами будут выступать по религиозным дисциплинам преподаватели Российского исламского института, по светскому блоку – преподаватели Казанского федерального университета. Таким образом, одна работа будет проходить через оценку нескольких профессиональных преподавателей.

Существенную поддержку Экспертному совету оказывает Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования. Здесь регулярно обсуждаются такие глобальные вопросы как разработка учебно-методических комплексов, рабочих программ, учебников, учебных пособий, хрестоматий, проведение научных конференций, проведение курсов повышения квалификации. После ремонта Ресурсный центр занял второй этаж в здании Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ и обеспечил совет всеми удобствами, включая и специальной комнатой для чтения намаза.