Север Омской области – десятки старинных татарских аулов, таежный край непуганых медведей, край легенд и преданий о Кучуме и Ермаке, бездорожье, раздолье для археологов, охотников и рыбаков.

Среди разбросанных по берегам Иртыша и болот деревень особо выделяется Кипо-Кулары, бывшая крепость Сибирского ханства, а сегодня историко-археологический памятник, аул в шестьдесят дворов с населением две с половиной сотни человек.

Кипо-Куларыснискал себе славуеще 500 лет назад, как твердыня ханства Кучума. Историк А. Колесников писал: «… Отряду Ермака двое суток пришлось простоять осадой около татарского городка Кулары, имевшего хорошее укрепление и значительное население». По другим сведениям, штурм продолжался пять дней. В «Сибирской летописи» Ремезовагородок Куларыуказан как «опасный, крайний, Кучумовский откалмык и во всём вверх Иртыша крепче его нет». «Городом татарской славы» назвал Куларыомский краевед Д.Фиалков. 

Сегодня Кипо-Куларыможно ставить в пример, как образцовый в религиозном плане. Мечеть в деревне была торжественно открыта в августе прошлого года, построили ее на пожертвования местных жителей и выходцев отсюда, с тех пор мечеть стала центром общественно-религиозной жизни, и в ней буквально не закрываются двери: намазы, обряды, праздники, учеба, не так давно прошел семинар имамов Тевризского района.

В активной деятельности общины местные видят, прежде всего, заслугу своего имама Рафаила Фаттахова, который еще два года назад не мыслил себя в роли главы мусульманской общины, и за короткое время стал в полном смысле слова духовным лидером.

На стадии строительства мечети в Кипо-Куллары встал вопрос избрания имама. С религиозной грамотностью на севере Омской области ситуациядалеко не радужная. Здесь еще не оправились от удара, нанесенного в годы государственного атеизма.Чтобы оценить масштаб, скажем, что относительно недавно в одной из деревень местный мулла даже решил «перенести» месяц Рамадан с лета на осень, чтобы легче было поститься. Тем не менее, шаг за шагом религия развивается на Омском севере, мечети наполняются, уровень знаний растет, и возможно недалеко то время, когда ислам, как и в старину, станет смыслом жизни всего местного населения. Еще во второй половине 19 века писатель и публицист Н.Ядринцев писал о татарах Сибири, как “составляющей 40 тысяч сплоченного фанатического магометанского населения”. Неподалеку от Кипо-Кулары сохранилось захоронение двух средневековых шейхов-миссионеров, эту местность называют астана, и с ней связаны легенды. 

Нынешний имам Рафаил Фаттахов не думал, что в скором времени ему придется надеть чалму и встать у минбара. Когда начали строить мечеть, он с односельчанами вышел рубить сруб, работал на стройке вместе со всеми, и когда дело дошло до минарета, стать духовным лидером Кипо-Кулары ему предложил старший имам по Тевризскому району Руслан Вахитов.

– Сначала Рафаил-абыйне воспринял мои слова всерьез, – вспоминает старший имам. – До пенсии онбыл простым работником в деревне, никогда не думал о религиозной деятельности. «Я же ничего не знаю», – говорит он. «Научим», – настаиваю я. В душе что-то подсказывало, что надо сделать ставку на Рафаила-абый. Местные жители поддержали предложение. Так Рафаил Сафарович стал обучаться азам ислама. Когда установили полумесяц, он поднялся на крышу и возгласил первый азан.

Кипо-Куларовскую мечеть украшают два минарета, и с ними связана отдельная история. Как рассказал Руслан Вахитов, они возвышались еще на минарете дореволюционной мечети. Когда в1968 году, в период нового витка антирелигиозной компании разбирали старую мечеть, местный житель, ветеран войны, капитан запаса Ниязали Абдрахимов незаметно прибрал и спрятал оба полумесяца. Рассказывают, что их искали, партийные органы угрожали неприятностями тому, у кого найдут. Всю оставшуюся жизнь фронтовик прятал реликвии, а перед уходом из жизни передал их сыну, который и принес исторические полумесяцы для новой мечети. 

Мечеть дала новое дыхание старинному аулу. Здесь очень дружный, сплоченный народ, говорит Руслан Вахитов, сразу после открытия была организована учеба, для чего пригласили специалиста из Омска. Дружно общиной заготовили дрова на зиму. В мечеть потянулись подростки, и сегодня они сами способны проводить намазы.

– Имам Рафаил Фаттахов прошел обучение в Турции, и сегодня это совершенно другой человек, глубоко религиозный, – рассказывает старший имам Тевризского района. –А от лидера зависит многое. Менее чем за год в Кипо-Кулары появились десятки людей, соблюдающих намаз. Здесь всегда проводятся джума в отличие от некоторых деревень, где тоже есть мечети. Отмечаются все календарные мусульманские мероприятия.

Есть в Кипа-Куларовской общине и свои публицисты, которые регулярно публикуют в региональной мусульманской прессе очерки о событиях в жизни мечети. Так, в газете «Истина» Танзиля Уразалеева рассказывает о подготовке женщин к празднику Ашура: «Особенно хочется отметить Абдрахимову Наталью. В 17 лет молоденькой русской девушкой вышла замуж в татарскую семью. Много лет прожила со свекровью Абдрахимовой Зухрой Шабановной, очень мудрой женщиной, которая научила невестку всему тому, что сама умела. Сейчас Наталья – лучшая стряпуха деревни. Ее баурсаки являются хорошим украшением праздничного стола. 

Алеева Лариса – мать пятерых детей. Воспитывает племянников и троих своих детей. Ее стряпня, особенно шаньги со свеклой, пользуются большим успехом в деревне.

Курмушева Гульсина работает фельдшером в Кипо-Куларах. Она спасла, наверное, не одну жизнь. Мать троих детей. Ее тонкие прозрачные блины были нарасхват.О каждой женщине хочется многое рассказать. Мечеть высветила лучшие качества деревенских женщин. Самые активные хозяйки: Шарипова Равия, Ташкеева Люция, Каримова Зильфия, Алеева Альфина, Курмушева Нурия, Курмушева Флорида, Ниязова Фагиля, Мупина Зайния, Булгарина Рафиса. И среди них – Курмушева Зульфия, молоденькая девушка вместе с мамой пришла в мечеть и угощала гостей. Женщины накрыли стол. В 12 часов дня начался праздник. Рафаил хазрат рассказал о значении праздника Гашура-коне. Прочитал молитву. Потом пили чай. За первым столом сидели мужчины и мальчики. За второй стол сели женщины и девочки. Потом Асияопа Фаттахова прочитала стихи на мусульманские молитвы «Аллагашокеркылам». После чаепития состоялся зухр-намаз. Звучал азан в исполнении ЯнбаеваРаиля, ученика 5 класса. А КурмушевФаим прочитал киямат…».

Подробно освещается жизнь Кипо-Куларовской мечети и через социальные сети. К примеру, каждый интересующийся может узнать через представленный отчет, сколько и от кого поступило пожертвований на строительство мечети, и на какие стройматериалы они потрачены. 

Движение – это развитие, мало построить мечеть, надо наполнить ее жизнью, говорит старший имам, и жители легендарной Кипо-Куларыпоказывают, что они достойны своих предков.

Перейти в фотоальбом