02В пятницу 19 мая 2017 года заместители Председателя РДУМ Пензенской области Расим хазрат Аюпов и Ильдар хазрат Нигматулин провели пятничную проповедь, хутбу и молитву в мечети № 1903 г. Кузнецка.

В связи с датой официального принятия Ислама булгарами в Волжской Болгарии 20 мая 2017 года пятничная проповедь была посвящена проникновению религии Ислам на территорию нынешней России.

В официальной исторической науке считается, что ислам на территорию современной России проник двумя путями. Первый – на Северный Кавказ, через завоевательные походы арабских войск в VIII в. Второй – через посольство представителя Багдадского халифата Ахмеда Ибн-Фадлана принявшего в лоно ислама волжских булгар (одних из предков нынешних волго-уральских татар) в 922 г.Существует история о так называемых 3 сахабах- сподвижниках пророка Мухаммада (мир ему и благословение),помогавших посланнику Всевышнего распространять ислам среди других людей, которые принесли священное писание–Коран на берега Волги задолго до появления арабских войск на Севреном Кавказе.

Имеется мнение, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) отправил троих своих сподвижников в Булгарию, вручив им три предмета - чалму, посох и чернильницу. Они прибыли в Болгар представившись лекарями и лечили всех обращавшихся к ним за помощью больных, также, опираясь на посох пророка Мухаммада, эти сахабы впервые на этой булгарской земле выступили с проповедью-вагазом. Всего среди булгар они пробыли 12 лет, затем двое сахабов вернулись обратно в Медину, третий остался, жил и был похоронен в почитаемом татарами-мусульманами г. Болгаре.

Косвенное подтверждение этого придания содержится у арабского путешественника XII столетия Абу-Абдаллах Гарнати, который в частности уточнил, что пророк Мухаммад послал в Булгарию трех своих сподвижников в 9 году хиджры (согласно современному летоисчислению это 631 год). Также этот аль-Гарнати упомянул что сахабы исцелили тяжелобольную дочь булгарского хана Туй-бике, после чего оставались в Булгаре еще три года, построив мечети и распространяли ислам.

Эта история имеет очень сильные и глубокие корни, дожив до наших дней. О посещении Болгара сахабами пророка писали, как дореволюционные татарские просветители, так и русские историки Сергей Шпилевский (1833-1907) и Михаил Худяков (1894-1936).

На территории современного музея-заповедника «Великие Болгары», где и находятся остатки некогда большого и богатого средневекового города Булгар, имеется место предполагаемого захоронения одного из сахабов пророка. Также с именем сахабов в этом месте связан почитаемый мусульманами источник – «Сахабәләр кое» (в пер. с тат. «колодец сахабов»), вода в котором считается целебной и обладающей рядом удивительных свойств. Также на территории древнего города Булгар несколько лет назад была установлена памятная стелла, служащая нам напоминанием о тех легендарных событий нашего далекого прошлого.