Сегодня часто говорят и обсуждают такой термин, как традиционный ислам, вокруг него много споров и разговоров. Есть люди, которые его отрицают, заявляя,  будто бы традиционного ислама не существует, однако такое мнение возможно только от неграмотности и незнания. О важности и правильном понятии «традиционного ислама»  мы попросили рассказать  имам-хатыба села Кунчерова, заместителя муфтия Регионального духовного управления мусульман Пензенской области  Равиля Кулахметова.
 
  – Само слово «сунна» с арабского языка переводится как «традиция». То есть, когда мы говорим о традиционном исламе, мы говорим о мусульманской суннитской традиции, которая базируется на Коране и Сунне нашего Пророка (салляллаху алейхи вассаллям). Само понятие традиционный ислам говорит о великом духовном наследии, который ислам накопил с момента своего основания. Значительной частью нашего наследия являются и труды татарских мусульманских богословов, которые известны во всем мире. То, что татары на протяжении веков жили и живут на границе между Востоком и Западом, привело к тому, что у нас появились неординарные и выдающиеся мыслители. Такое пограничное состояние стимулировало татар осмысливать свое место и место ислама в контексте перекрестка культур и народов. Соседство с немусульманскими народами стимулировало наших предков развиваться, чтобы улучшить положение мусульман. Кроме того, они имели возможность сравнивать разные традиции и культуры и добиваться бесконфликтной и гармоничной жизни для нашего народа. Очень важно, что у татар была своя плеяда богословов, которые знали, как построить жизнь мусульман в России, чтобы не противоречить Корану и Сунне и быть законопослушными и мирными гражданами своей страны. Ведь ислам учит мусульман чтить и любить свою Родину. Знаменитое изречение Мухаммада (салляллаху алейхи вассаллям) гласит: «Любовь к родине – есть проявление веры» (Ас-Сахави. Аль-макасид аль-хусна). Именно поэтому для традиционного ислама важно сохранение мира в своей стране и успешное ее развитие. Для татар-мусульман именно Россия является Родиной и Отчизной, в становлении и защите которой много поколений наших предков принимали самое активное участие. Государство отвечает мусульманам тем же, предоставляя им широкие возможности для самореализации и соблюдения своей религии. Именно сочетание коранической традиции и того опыта, который накопили татары за века совместной жизни с представителями разных культур и религий, является особенностью традиционного татарского ислама. Доброе отношение к соседям другой веры является нормой ислама. Наш Пророк со всей строгостью предостерег против неподобающего отношения к людям другой веры: «Тот, кто несправедлив с теми немусульманами, которые находятся в состоянии мирного договора с мусульманами, кто обременяет их непосильно, или отбирает что-либо из их собственности, – я буду свидетельствовать против того в Судный день». Этому кораническому принципу веками следовали наши предки. Гуманные принципы Корана отрицают национализм. В Священной книге всех мусульман ясно показано единое происхождение всех людей: «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный». Одновременно,  данный аят говорит, что,  быть патриотом своего народа естественно. Единство мировой уммы в ее разнообразии. Равенство людей это принцип нашей религии. Ведь наш благословенный  Пророк Мухаммад говорил: «Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!» Таким образом, в исламе на первое место выходит духовная близость людей. Во всем этом и заключается традиция ислама. Другой важной характеристикой традиционного ислама является то, что он призывает людей получать новые знания, постигать науки и добиваться успеха. Наш Пророк Мухаммад часто говорил о важности пути познания и развития наук, он  называл ученых наследниками пророков. Поэтому история ислама это история развития наук, стимул для развития. Хотя, к сожалению, есть в нашем обществе разные деструктивные секты и течения, которые тормозят прогресс и утверждают, что именно они следуют истинному исламу. Они сеют нетерпимость и конфликты в наши ряды. Поэтому мы и говорим, что мы следуем сунне, то есть, говоря по-русски исламской традиции. В термине «традиционный ислам» собран весь смысл ислама, его буква и его дух. Традиционный ислам – это, в первую очередь, следование Корану и Сунне нашего Пророка,  это любовь к своей Родине и отстаивание интересов страны в которой ты живешь. Важно также то, что традиционный ислам это признание равенства и единства людей,  активное участие в развитии наук и технологий и, что особенно важно,  решение многочисленных социальных проблем нашего общества. Ведь история ислама это история благотворительности, интеграции мусульман в обществах, где они живут. Помощь ближнему – святая обязанность мусульман. Все выше перечисленное и есть истинный ислам, во всем этом и проявляется мусульманская традиция. Именно традиционный ислам – это настоящий чистый ислам, фундамент жизни мусульман. 
 
 
Равиль Кулахметов родился 11 марта 1980 года в городе Кузнецке. Закончив полный курс кузнецкой средней школы №6 с 1994-1998 гг получал духовное образование в медресе им. Ризаэтдина бине Фахретдина г. Уфы при Духовном управлении мусульман европейской части СССР и Сибири (Ныне ЦДУМ России). В разные годы проходил курсы повышения квалификации на базе Российского исламского университета в г. Уфа, а также Булгарской исламской академии г. Булгар Республики Татарстан. Является помощником члена Общественной палаты Пензенской области. Женат. Супруга - домохозяйка, имеет троих детей.
 
В районе во всех татарских селах имеются 19 мусульманских организации и во всех наблюдаются сооружения мечетей. В селах, как Демино, Октябрьское, Бикмосеевка, Алеево   по 2-4 мечети, в остальных селах – по одной. Центрами мусульманских организации в селах являются мечети. Во всех приходах избраны имам-хатыбы и председатели  и официально зарегистрированы   в Минюсте Пензенской области как Местные мусульманские религиозные организации. В семи населенных пунктах -а это более девяти мечетей,   работают,  под руководством Региональным духовным управлением мусульман Пензенской области   во главе муфтия Абубякяр хазрата Юнкина. Духовные руководители в своей повседневной деятельности руководствуются требованиями и канонами Священного Корана и соблюдают их, помимо повседневных обрядов, организуют воскресные курсы по изучения основ Ислама и арабской графики для детей и  прихожан всех возрастов, как мужчин, так и женщин, организуют мусульманские праздники, спортивных мероприятии, детских конкурсов,  со своими прихожанами помогают руководству населенных пунктов в организации и выполнении повседневных насущных вопросов,  социальных проектов (помощь ветеранам, малоимущим, больным, погорельцам) проводят обряды бракосочетания (никах), дают имена новорожденным, похороны усопшим и т.д., Региональное духовное управление мусульман Пензенской области ежегодно направляет и  организовывает в центральном офисе г. Кузнецка учебу духовных руководителей – имамов согласно составленной программе, прохождение курсов в Казанском Российском исламском институте, а также в Булгарской исламской академии,  в котором имамы Неверкинского района принимают активное участие. 
 
С уважением Ханися Бикбаева, заместитель редактора Неверкинской редакции  газеты «Сельские вести».