Заместитель Муфтия РДУМ Пензенской области Ильдар хазрат Нигматулин посетил мечеть города Энгельса, где побывал на пятничной проповеди и молитве, а также повстречался с ее имам-хатыбом, заместителем Муфтия региона Рушан хазратом Сайфетдиновым. Пятничную проповедь провел Помощник муфтия Духовного управления мусульман Саратовской области Махди Алтынбаев. Проповедь была посвящена четырем мазхабам и сути различия между ними.
 
В исламском мире существуют 4 основные школы фикха - мусульманского прав. В терминологическом словаре эти четыре школы определяются как мазхабы. Само слово «мазхаб» в корне многозначно, оно означает: религиозное учение, направление. Согласно единогласному мнению исламских ученых все 4 школы фикха можно без сомнений отнести, к так называемой, «ахлюс-сунна уаль-джамаа» (общество мусульман, которое во всем придерживается сунны Пророка). Это мазхабы ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского толков. 
История существования мазхабов и практическое следование их требованиям указывает на фундаментальное и неоспоримое значение того, что основой мазхабов является Коран и сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Что же касается мнения, что имамы, основатели мазхабов, в решении многих вопросов опирались на личное мнение, то оно ошибочно и необоснованно. Так как, во-первых, наипервейшим правилом имамов, основателей мазхабов, было то, что в любом вопросе первым делом они опирались на Коран и сунну. Во-вторых, это самое «личное мнение», на самом деле, было иджтихадом и касалось вопросов, относительно которых в Коране и сунне нет ясных указаний. И такое не противоречит Корану и сунне. 
 
Те, кто знакомы с причинами возникновения мазхабов, знают, что это был период рассвета хадисы, выдавая их за истинные. В то время еще не существовало сборников хадисов имама Бухари, имама Муслима, имама Тирмизи и др. И было немало людей, которые приводили ложные хадисы, выдавая их за истинные. По этой причине нужно было быть предельно осторожным в использовании хадисов. 
 
 
Суть существования различий между мазхабами была в том, что во времена возникновения мазхабов еще не существовало сборников хадисов, к примеру, Имам Малик, при вынесении фатвы, опирался на один из хадисов, который мог быть неизвестен имаму Шафии. Следующая причина: к примеру, имам Абу Ханифа и имам Шафии могли знать один и тот же хадис, но, если имам Абу Ханифа применил этот хадис, то имам Шафии мог его не применить. Почему? Да потому, что существовало различие в иснаде -цепи передатчиков хадиса. Имам Абу Ханифа мог использовать хадис по причине того, что в иснаде, дошедшем до него, не было сомнительных людей. По этой причине имам Абу Ханифа принимал этот хадис как сахих (достоверный). В иснаде же дошедшем до имама Шафии, напротив, могли быть сомнительные люди. И по причине этого он не опирался на этот хадис .Этот факт так же указывает на то, что ни один имам, основатель мазхаба, никогда не игнорировал важность хадиса, а напротив,   старался опираться на Коран и сунну.