В связи с призывом  последователей ислама провести праздник Ураза-байрам дома по причине угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в соцсетях распространяются некая информация о возможности провести праздничную молитву дома. В связи с чем, на эти вопросы ответит   председатель Совета улемов РДУМ Пензенской области Расим хазрат Аюпов.
 
Аллхамдулилляхи Раббиль алямин ассаляту вассаляму аля Расулиня Набийиня Мухаммад салляллаху алейхи васаллям.
 
В последнее время со стороны верующих приходит множество вопросов по поводу предстоящей праздничной молитвы и как ее проводить.В этой статье мы раскроем тонкости данного вопроса из книги «Маракиль Фалях аля шарх Нур Идах» имама Шурунбуляли ханафитского мазхаба. 
Все эти условия являются обязательными условиями в следовании в намазе за имамом в целом во всех намазах буд-то это пятикратный, пятничный или праздничные намазы. В отличие от пятничного или праздничного намазов человек может дома совершать пятикратный намаз и это является сильным мнением в ханафитском мазхабе. Однако пятничный и праздничные намазы они совершаются только в мечети под руководством имама, дома и через онлайн совершить такой намаз не получится. Мы не знаем из практики хадисов, что Пророк салляллаху алейхи васаллям совершал в одиночку или дома пятничный или праздничные намазы.
 
Как быть в такой ситуации? В праздничный день совершить дома полное омовение, одеть красивую одежду, совершить утренний намаз, произнести такбиры Аллаху Акбар Аллаху Акбар Ля Иляхя илля Ллаху Аллаху Акбар Аллаху Акбар вялиЛляхи ль-Хамд 3,5,7 раз,прочитать суры или аяты из Корана и сделать дуа за семью,за близких и родных,за всех верующих, за благополучие нашей страны в этом дуа также упомянуть умерших мусульман что б Аллах простил им их грехи и ввел их в Судном Дне в Райские сады.
 
Условия действительности следования за имамом
 
"Условий действительности следования за имамом четырнадцать:
 
1. Намерение муктади на следование одновременно со вступлением (в намаз)".
 
Для действительности следования за имамом в коллективной молитве муктади должен иметь соответствующее намерение дополнительно к намерению на совершение намаза: либо в сам момент вступления в намаз, либо до этого, но при условии, что между намерением и вступлением в намаз не было чего-то постороннего, такого как разговор или прием пищи, например.
 
"2. Намерение мужчины быть имамом — условия действительности следования женщин за ним".
 
***Это условия касается также пятничного намаза и двух праздничных, по мнению большинства ученых, как пишет имам аш-Шурунбуляли.
 
"3. Чтобы пятки имама были впереди пяток муктади".
 
Учитывается именно положение пяток: если, например, ***пальцы ног муктади находятся впереди пальцев ног имама из-за того, что ступни муктади длиннее, но при этом пятки имама все же стоят впереди пяток муктади, то намаз муктади действителен.***
 
"4.Чтобы положение (имама) не было ниже (положения) муктади".
 
Это значит, что совершающий желательный намаз не может быть имамом для того, кто выполняет фард. Также ма’зур (тот, чье омовение неполноценно) не может быть имамом для того, у кого нет ‘узра.
 
"5. Чтобы имам не выполнял фард иной, чем его фард (муктади)".
 
Намаз муктади не действителен, если он совершает другой фард-намаз, нежели его имам. Например, ***имам читает аср-намаз, а муктади — зухр.
 
Или имам читает зухр, а муктади восполняет за ним зухр предыдущего дня.***
 
***Также не действителен намаз муктади за имамом, если они оба совершают назр-намаз (намаз, данный как обет Аллаху), если они дали обет независимо. В этом случае намаз, обещанный Аллаху, становится обязательным только для того, кто дал обет его выполнить. Также нельзя молиться тому, кто выполняет назр-намаз за тем, кто выполняет намаз, который поклялся совершить, поскольку такой намаз остается нафлем, ведь у поклявшегося есть выбор между выполнением клятвы — то есть совершением намаза — и искуплением клятвы (каффара).***
 
"6. Чтобы (имам) не был мукымом для путника, (выполняющего) четырехракаатный намаз после его времени".
 
***Рассмотрим эту ситуацию подробно. Так, путник следует за имамом-мукымом (тем, кто не находится в пути) в первых двух ракаатах намаза.
 
Первое сидение будет фардом для муктади, поскольку он путник и должен сокращать четырехракаатный намаз до двух ракаатов, следовательно сидение в конце второго ракаата для него фард. А для имама это сидение — ваджиб.
 
А положение ваджиба ниже положения фарда, следовательно, положение имама ниже положения муктади. Далее: в третьем и четвертом ракаате чтение имама — сунна в случае, если он читал Коран в первых двух ракаатах, а в случае муктади — фард, поскольку для него это новый намаз. В этом случае также положение имама окажется ниже положения муктади.***
 
Ограничение этого условия четырехракаатным намазом означает, что следование путника за мукымом в двух и трехракаатном намазе действительно, ведь они не сокращаются в пути.
 
Ограничение «после его времени» указывает на то, что если путник совершает намаз за имамом-мукымом своевременно, то его следование за ним действительно и ему обязательно совершить четыре ракаата.
 
"7. Чтобы (имам) не был масбуком."
 
Масбук, напомним, это тот, кто присоединился к имаму после выхода имама из руку’ первого ракаата, то есть после завершения намаза имама ему необходимо восполнить один пропущенный ракаат намаза или более.
 
Следовать за масбуком нельзя. ***Например, человек вошел в мечеть в момент, когда имам дал салям для выхода из намаза, затем один человек из джамаата (он масбук) встал, чтобы дочитать те ракааты, которые он пропустил. И вошедшему нельзя присоединяться к нему, потому что один и тот же человек не может быть одновременно муктади (ведь он дочитывает то, что пропустил в своем джамаат-намазе) и имамом.***
 
"8. Чтобы не было между имамом и муктади ряда женщин."
 
***Если женщин в ряду три, то они нарушают намаз трех мужчин стоящих за ними в каждом ряду до конца рядов. А намаз остальных мужчин (кроме трех) в этих рядах действителен.
 
"9. Чтобы не было (между имамом и муктади) реки, по которой может проплыть лодка.
 

 

 

"10. (Чтобы не было между имамом и муктади) дороги, по которой может проехать повозка."

Повозка в данном случае просто пример. Речь идет о дороге общего пользования, то есть не частной дорожке, скажем, на территории мечети, в саду или между домами, то есть это должна быть такая дорога, по которой ездят машины или мотоциклы, как сказано в «Хайр аль-Бакы».

Такая дорога служит препятствием для следования за имамом, если на ней самой нет рядов молящихся. Если ряды стоят прямо на дороге, она не будет считаться препятствием.

Общее же правило в мазхабе, по которому дается фетва, такое: на открытой местности или в огромном зале (например, дворца) не должно быть перерыва между рядами больше ширины двух рядов.

Если такой перерыв есть, то следование тех рядов, которые стоят после этого перерыва, не действительно. Однако к большой мечети, состоящей из одного зала, это правило не применяется: так, намаз муктади, стоящего в одном конце мечети, за имамом, стоящим в другом ее конце, действителен.

"11. (Чтобы не было между имамом и муктади) стены, мешающей узнавать о перемещениях имама. А если она не мешает слышать или видеть (действия имама), то следование (в этом случае) действительно, согласно сильному мнению."

Если стена настолько большая или толстая, что через нее нельзя увидеть перемещения имама или услышать его такбиры и азкары, то она будет препятствием для следования.

Также действителен намаз того, кто находится на крыше дома, за тем, кто находится внутри дома. Однако если муктади и имам находятся в разных строениях, то намаз муктади за ним не будет действителен, даже если он слышит голос имама.***

"12. Чтобы имам не был верхом, а муктади — пешим."

Или наоборот. Также не действительно следование, если имам и муктади находятся в разных транспортных средствах. Если в одном, то следование действительно.

"13. Чтобы (муктади) не был на корабле, а имам — на другом (корабле), не связанном с ним (с первым кораблем)."

Если имам и муктади находятся в разных помещениях или транспортных средствах, следование не действительно, как было сказано выше. Однако если эти два транспортных средства (в тексте — корабля) связаны между собой, например, веревкой или тросом, или соприкасаются друг с другом, даже если не связаны, то следование в этом случае будет действительно.

"14. Чтобы муктади не понимал по состоянию имама, что (намаз имама) нарушен по мнению муктади, например, выходом крови или рвотой, после чего (имам) не переделывал малое омовение."

Последнее в книге условие связано с вопросом намаза за имамом, придерживающегося другого мазхаба в фикхе. Если ханафит совершает намаз за имамом другого мазхаба, тут возможны следующие ситуации:

~ Муктади знает, что имам обычно не соблюдает предосторожность в указанных вещах. Тогда следование за ним не действительно и запретно.

~ Муктади видел, что у имама нарушилось омовение по ханафитскому мазхабу и он не уходил делать омовение. В этом случае также следовать за ним нельзя.

~ Омовение имама по ханафитскому мазхабу нарушилось, однако он куда-то уходил на время, достаточное для возобновления омовения. В этом случае есть вероятность, что он сделал омовение. Следовать за ним в этом случае ханафиту — макрух тахриман. Такой же хукм у следования за имамом другого мазхаба, который соблюдает условия и фарды намаза, но не соблюдает его ваджибы, например, не читает вторую суру или добавляет салават к ташаххуду в первом сидении (как делают шафииты). Такое следование действительно, однако совершить намаз в одиночку в этом случае лучше.

~ Если имам (своего или другого мазхаба) соблюдает условия, рукны и ваджибы, но не исполняет сунны, например, не произносит тасбихи в руку’ и суджуде или садится после второго ракаата (в джальсатуль-истираха), то следование за ним — макрух танзихан. Имам Тахтави пишет, что в этом случае намаз за таким имамом лучше, чем совершение намаза в одиночку, поскольку в нашем мазхабе есть мнения, по которым джамаат-намаз обязателен.

~ Если же муктади знает, что омовение имама нарушилось по мазхабу имама: например, шафиит коснулся женщины или на нем наджаса размером с дирхам, - а сам имам об этом не знает, то действительно следование муктади за этим имамом, согласно мнению большинства ученых. И это признано самым сильным мнением мазхаба, как сказано в «Табьин аль-хакаик» и «Фатх аль-кадир».

~ Однако если имам знает о недействительности своего намаза, согласно своему мазхабу, и все равно совершает его, то он подобен тому, кто издевается над намазом, и следовать за ним нельзя.

Мы разобрали 14 условий действительности следования муктади за имамом в коллективном намазе. В конце этого раздела автор «Нур аль-идах» разъясняет некоторые вопросы, связанные с основной темой.

"Следование совершившего омовение за совершившим таяммум действительно."

Таково мнение имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, да будет Аллах ими доволен, поскольку они считали, что очищение совершившего таяммум равноценно омовению. Однако все три имама единогласны в дозволенности такого следования в погребальном (джаназа) намазе.

"И (действительно следование) помывшего за протирающим."

Тот, кто совершил полноценное омовение и вымыл ноги, может следовать за имамом, протирающим хуффы или повязку, если только из раны ничего не вытекает. Если же вытекает кровь и т. п., то имам будет считаться ма’зуром при наличии у него всех условий, предъявляемых к ‘узру, и следовать за ним тому, у кого нет ‘узра, нельзя.

"И (действительно следование) стоящего за сидящим или горбатым."

Намаз того, кто выполняет его полноценно, то есть может стоять и совершать руку’ и суджуд, за имамом, который сидит, но при этом выполняет руку’ и суджуд полноценно, а не наклонами головы, действителен. Обязательный намаз за сидящим имамом, выполняющим руку’ и суджуд наклонами головы, не действителен единогласно.

Если имам горбатый, но не настолько, что стоит так, как будто совершает руку’, намаз за ним действителен единогласно.

Если же спина имама согнута настолько, что он как будто находится в руку’, то намаз за ним все равно действителен, согласно самому сильному мнению.

"Если выяснилась недействительность намаза имама, (муктади) восполняет (намаз)."

Это обязательно. Если же намаз имама нарушился после чтения ташаххуда в последнем сидении и до саляма, то джамаату восполнять этот намаз не нужно.

Если намаз имама нарушился, то ему следует объявить об этом джамаату так, чтобы они могли этот намаз восполнить. Он может объявить об этом вслух или, допустим, повесить объявление в мечети. Подобно этому, если видишь кого-то, кто совершает омовение загрязненной наджасой водой или того, на чьей одежде увидел наджасу, обязательно сообщить такому человеку о проблеме.

Аллаху Аглям.