"10. (Чтобы не было между имамом и муктади) дороги, по которой может проехать повозка."
Повозка в данном случае просто пример. Речь идет о дороге общего пользования, то есть не частной дорожке, скажем, на территории мечети, в саду или между домами, то есть это должна быть такая дорога, по которой ездят машины или мотоциклы, как сказано в «Хайр аль-Бакы».
Такая дорога служит препятствием для следования за имамом, если на ней самой нет рядов молящихся. Если ряды стоят прямо на дороге, она не будет считаться препятствием.
Общее же правило в мазхабе, по которому дается фетва, такое: на открытой местности или в огромном зале (например, дворца) не должно быть перерыва между рядами больше ширины двух рядов.
Если такой перерыв есть, то следование тех рядов, которые стоят после этого перерыва, не действительно. Однако к большой мечети, состоящей из одного зала, это правило не применяется: так, намаз муктади, стоящего в одном конце мечети, за имамом, стоящим в другом ее конце, действителен.
"11. (Чтобы не было между имамом и муктади) стены, мешающей узнавать о перемещениях имама. А если она не мешает слышать или видеть (действия имама), то следование (в этом случае) действительно, согласно сильному мнению."
Если стена настолько большая или толстая, что через нее нельзя увидеть перемещения имама или услышать его такбиры и азкары, то она будет препятствием для следования.
Также действителен намаз того, кто находится на крыше дома, за тем, кто находится внутри дома. Однако если муктади и имам находятся в разных строениях, то намаз муктади за ним не будет действителен, даже если он слышит голос имама.***
"12. Чтобы имам не был верхом, а муктади — пешим."
Или наоборот. Также не действительно следование, если имам и муктади находятся в разных транспортных средствах. Если в одном, то следование действительно.
"13. Чтобы (муктади) не был на корабле, а имам — на другом (корабле), не связанном с ним (с первым кораблем)."
Если имам и муктади находятся в разных помещениях или транспортных средствах, следование не действительно, как было сказано выше. Однако если эти два транспортных средства (в тексте — корабля) связаны между собой, например, веревкой или тросом, или соприкасаются друг с другом, даже если не связаны, то следование в этом случае будет действительно.
"14. Чтобы муктади не понимал по состоянию имама, что (намаз имама) нарушен по мнению муктади, например, выходом крови или рвотой, после чего (имам) не переделывал малое омовение."
Последнее в книге условие связано с вопросом намаза за имамом, придерживающегося другого мазхаба в фикхе. Если ханафит совершает намаз за имамом другого мазхаба, тут возможны следующие ситуации:
~ Муктади знает, что имам обычно не соблюдает предосторожность в указанных вещах. Тогда следование за ним не действительно и запретно.
~ Муктади видел, что у имама нарушилось омовение по ханафитскому мазхабу и он не уходил делать омовение. В этом случае также следовать за ним нельзя.
~ Омовение имама по ханафитскому мазхабу нарушилось, однако он куда-то уходил на время, достаточное для возобновления омовения. В этом случае есть вероятность, что он сделал омовение. Следовать за ним в этом случае ханафиту — макрух тахриман. Такой же хукм у следования за имамом другого мазхаба, который соблюдает условия и фарды намаза, но не соблюдает его ваджибы, например, не читает вторую суру или добавляет салават к ташаххуду в первом сидении (как делают шафииты). Такое следование действительно, однако совершить намаз в одиночку в этом случае лучше.
~ Если имам (своего или другого мазхаба) соблюдает условия, рукны и ваджибы, но не исполняет сунны, например, не произносит тасбихи в руку’ и суджуде или садится после второго ракаата (в джальсатуль-истираха), то следование за ним — макрух танзихан. Имам Тахтави пишет, что в этом случае намаз за таким имамом лучше, чем совершение намаза в одиночку, поскольку в нашем мазхабе есть мнения, по которым джамаат-намаз обязателен.
~ Если же муктади знает, что омовение имама нарушилось по мазхабу имама: например, шафиит коснулся женщины или на нем наджаса размером с дирхам, - а сам имам об этом не знает, то действительно следование муктади за этим имамом, согласно мнению большинства ученых. И это признано самым сильным мнением мазхаба, как сказано в «Табьин аль-хакаик» и «Фатх аль-кадир».
~ Однако если имам знает о недействительности своего намаза, согласно своему мазхабу, и все равно совершает его, то он подобен тому, кто издевается над намазом, и следовать за ним нельзя.
Мы разобрали 14 условий действительности следования муктади за имамом в коллективном намазе. В конце этого раздела автор «Нур аль-идах» разъясняет некоторые вопросы, связанные с основной темой.
"Следование совершившего омовение за совершившим таяммум действительно."
Таково мнение имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, да будет Аллах ими доволен, поскольку они считали, что очищение совершившего таяммум равноценно омовению. Однако все три имама единогласны в дозволенности такого следования в погребальном (джаназа) намазе.
"И (действительно следование) помывшего за протирающим."
Тот, кто совершил полноценное омовение и вымыл ноги, может следовать за имамом, протирающим хуффы или повязку, если только из раны ничего не вытекает. Если же вытекает кровь и т. п., то имам будет считаться ма’зуром при наличии у него всех условий, предъявляемых к ‘узру, и следовать за ним тому, у кого нет ‘узра, нельзя.
"И (действительно следование) стоящего за сидящим или горбатым."
Намаз того, кто выполняет его полноценно, то есть может стоять и совершать руку’ и суджуд, за имамом, который сидит, но при этом выполняет руку’ и суджуд полноценно, а не наклонами головы, действителен. Обязательный намаз за сидящим имамом, выполняющим руку’ и суджуд наклонами головы, не действителен единогласно.
Если имам горбатый, но не настолько, что стоит так, как будто совершает руку’, намаз за ним действителен единогласно.
Если же спина имама согнута настолько, что он как будто находится в руку’, то намаз за ним все равно действителен, согласно самому сильному мнению.
"Если выяснилась недействительность намаза имама, (муктади) восполняет (намаз)."
Это обязательно. Если же намаз имама нарушился после чтения ташаххуда в последнем сидении и до саляма, то джамаату восполнять этот намаз не нужно.
Если намаз имама нарушился, то ему следует объявить об этом джамаату так, чтобы они могли этот намаз восполнить. Он может объявить об этом вслух или, допустим, повесить объявление в мечети. Подобно этому, если видишь кого-то, кто совершает омовение загрязненной наджасой водой или того, на чьей одежде увидел наджасу, обязательно сообщить такому человеку о проблеме.
Аллаху Аглям.