В преддверии 9 мая в нашей стране усилиями деструктивных элементов среди мусульман активно распространяется мнение о том, что День Победы не имеет никакого отношения к умме и что данный праздник является исключительно праздником неверных. В данной статье мы хотим показать какой большой вклад внесла умма в дело общей Победы нашей страны над фашистами в те годы, и, соответственно, на сколько ошибочным является подобное мнение о непричастности мусульман к этому знаменательному дню.

По замыслу руководства Вермахта важным фактором победы над СССР должен был стать серьезный раскол в обществе, и, совсем хорошо, если разжигание новой гражданской войны. Огромная роль в этом отводилась верующим и, особенно, мусульманам. Уже в октябре 1941 года при МИДе Германии создается специальное ведомство под руководством фон Хейтинга, в задачи которого входила пропагандистская работа в этом направлении. Активно велась радиопропаганда, среди мусульманских военнопленных издавался специальный журнал.

Однако такие ожидания фашистов не оправдались. Сотни тысяч мусульман Советского Союза сразу же после начала войны решительно влились в ряды защитников своей Родины. Патриотическая позиция рядовых верующих и их духовных наставников нашла свое выражение в самых разных формах: активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, сбор средств в Фонд обороны, снабжение Красной Армии оружием, снаряжением, продовольствием, поддержка семей воинов, ушедших на фронт, забота о миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий.

Руководители мусульманских религиозных организаций, имамы мечетей в своих обращениях к верующим, в проповедях призывали правоверных, не жалея сил сражаться с фашистскими захватчиками, оказывать всемерную помощь Красной Армии, советскому государству в деле борьбы за освобождение оккупированных врагом земель и разгрома гитлеризма, молиться за победу.

В мае 1942 в Уфе проходит экстренное собрание Центрального духовного управления мусульман, на котором выступает председатель Центрального духовного управления мусульман муфтий Габдрахман Расулев. Его искренняя речь была проникнута любовью к Отечеству:

"Уважаемые братья-мусульмане! Сейчас нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): "Любовь к Родине и ее защита являются одним из условий веры". Эти слова призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все свои силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения войны и обеспечения жизни населения. В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и её приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной Армии. Мы, учёные Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников. Молитесь Великому и Милостивому Богу о скорейшем поражении врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников – фашистов".

Это обращение было переведено на языки всех мусульманских народов Советского Союза, опубликовано в газете "Труд", зачитывалось в молельных домах и мечетях. Под ним стояли подписи всех видных имамов. Война обрела для правоверных мусульман характер святой и превратилась в джихад.

Не менее жестко высказались и участники митинга в Ташкенте в 1943 году. Муфтий Зияутдин Ишан Бабаханов обратился к народу с воззванием об объявлении "газавата" - войны за Ислам против фашизма:

"Дорогие сыновья-бойцы! Гитлер назвал нас – народы Таджикистана, Киргизстана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана – полулюдьми, «низшей расой», недостойными носить звание человека. Вдолбите же своими мощными ударами в тупые бошки варваров, кто такие туркмены, узбеки, казахи, киргизы, таджики. И чем сильнее будут ваши удары, тем крепче запомнятся им имена наших народов! Бойцы-сыновья! Бойцы-братья, мужья! Великая битва, которую вы теперь ведете, – это газават за свободу советской Родины, и на знамени этого газавата написаны священные слова: "Честь, свобода, мщение"".

Несмотря на все старания идеологов фашизма, мусульманские народы не стали пособниками врага. Более того, воины-мусульмане героически сражались и били немецких захватчиков.

С самого начала войны народы Кавказа стали широким потоком вливаться в ряды Действующей армии. По Закавказью летом 1941 г. было призвано в строевые части, военные училища, резерв и строительно-рабочие подразделения 85561 призывников. Мобилизация военнообязанных запаса, завершенная к середине июля, дала 212721 чел., в том числе 16939 командиров, 18728 младших командиров и 175876 рядовых. Мобилизационный план 1941 г. был выполнен по Закавказью на 99% .

Из северокавказских республик в армию поступило 29937 военнообязанных. Военкоматы закавказских и северокавказских республик рапортовали о высоком боевом духе и дисциплинированности призываемых, большом числе добровольцев.

В начале войны, как на Северном Кавказе, так и в Закавказье призыв велся на общих основаниях без различия национальности, военкоматы не вели статистики национального состава мобилизованных. Региональные исследователи предлагают следующие цифры принятых в ряды Красной Армии в начале войны.

В 1941 г. в Северной Осетии было призвано свыше 40 тыс. чел. По Чечено-Ингушетии в начале войны было призвано свыше 17 тыс. человек. По другим данным за годы войны в армию было призвано 18,5 тыс. чеченцев и ингушей, а в кадровых частях на момент ее начала уже состояло не менее 9 тыс. чел. (всего до 6% населения) По Кабардино-Балкарии было призвано 25,3 тыс. чел., в том числе балкарцы дали фронту более 10 тыс. чел.

Из Карачаевской Автономной Области было призвано 15,6 тыс. коренных жителей (при общей численности народа около 80 тыс. чел.), что дает основание некоторым местным историкам утверждать, что карачаевцы занимали одно из первых мест в стране среди народов СССР по числу участвовавших в войне (до 10% населения).

На добровольной основе на Северном Кавказе в конце 1941 – начале 1942 гг. были сформированы Адыгейский добровольческий кавалерийский полк, 115-я Кабардино-Балкарская кавалерийская дивизия, некоторые другие национальные части.

Нам всегда было важно брать пример с предков, стремиться быть достойными их памяти. И нынешнее время не исключение, когда надо помнить о вкладе наших предков в Победу.

В День Победы над общим врагом, когда наши деды и прадеды защищали Родину, нам надо воздать им благодарность, сделать за них дуа. Ведь те мусульмане, которые воевали с фашистами с намерением ради Аллаха защищать свой дом от врага и умерли на поле боя, во истину являются шахидами.

Те, кто распространяет сейчас среди уммы мнение о том, что мусульмане не должны никак отмечать День Победы в Великой Отечественной войне служат тем, кому так же, как и Гитлеру, выгоден раскол среди народов нашей страны. Мы смогли победить в той войне именно благодаря духу единства и осознанию того, что земля, на которой мы живем – это наша общая Родина и что фашистская Германия – наш общий враг. Поэтому победа в Великой Отечественной войне – это общий праздник всех народов, живущих в России, это их общий подвиг! И мы не имеем права забывать ту жертву, которую принесли наши предки в те годы во имя защиты нас и нашей земли!

Да вознаградит Всевышний высшей степенью рая тех, кто участвовал в той великой войне, и благодаря стараниям которых мы можем сейчас свободно жить на нашей земле! Амин!