Открывая мероприятие, его ведущий муфтий Альбир хазрат Крганов, отметил: «Одна из задач проведения нами круглого стола состоит в том, чтобы способствовать организации хорошей дискуссионной площадки для экспертов, представителей религиозных организаций, ученых, органов власти и СМИ с целью обсуждения важнейшей на мой взгляд темы – духовной составляющей исламского вероучения – Суфизма, или Тасаввуфа. Она волнует сегодня всех, кому дороги согласие и стабильность в обществе, а также исламское просвещение нашего социума.

Правильная мотивация или, говоря мусульманским термином, ният чрезвычайно важен и является главной движущей силой прогрессивного развития.

Хочу привести Вам притчу о трех строителях храма.

«Путник, проходя мимо строящегося сооружения, спросил у трех рабочих, дробивших кувалдами камни, что они делают? Один тяжело вздохнул и ответил: «Не видишь разве? Разбиваю, дроблю камни – тяжелый и неблагодарный труд».

Второй сказал: «Я зарабатываю себе и своей семье на пропитание».

Третий же гордо произнес: «Я строю храм, который будет радовать людей».

Если за тяжелым трудом учителя можно разглядеть «Храм», тогда его работа приобретает большую ценность.

Недавно на «Расулевских чтениях» Верховный Муфтий, Шейх уль-Ислам, председатель ЦДУМ России Талгат хазрат Таджуддин сказал: «Мы, мусульмане, понимаем суфизм как искренность в вере. Чтобы не быть банкротом в вере, должны быть такие великие учителя, как Зайнулла Расулев».

Вчера, на научно-практической конференции «Проблемы стандартизации в системе мусульманского образования России», мы коснулись темы Тасаввуфа и предложили при разработке стандартов мусульманского образования учесть этот ключевой вопрос и включить в перечень обязательных для изучения богословских дисциплин курсы, разъясняющие основы илми-тасаввуф, или суфизма.

Вспоминая Ишана Зайнуллу хазрата Расулева, мы еще раз убеждаемся в его дальновидности. Более ста лет назад в его медресе "Расулия" наряду с богословскими дисциплинами 13 преподавателей на высочайшем уровне обучали будущих имамов и светским наукам. В 1913 году в его медресе обучалось 240 шакирдов.

Из нашей истории мы видим, что ишаны, не всегда будучи в системе официального духовенства, помогали имамам и муфтию в их духовной деятельности. Такого института на сегодня у нас, к сожалению, пока нет…

Наша молодежь, да и не только, ищет истину, не всегда находя душевный покой и умиротворение в официальных религиозных структурах. Поэтому в своих поисках российские мусульмане уходят, как говорится, "на сторону". А кто там их ждет Вам прекрасно известно, это - маргинальные радикальные группы влияния.

Проведенный экспертами анализ современной ситуации в российской умме говорит о высоком интересе к суфизму. Но и здесь, к сожалению, возникают большие проблемы в связи с появлением т.н. лжесуфиев и шарлатанов. Их татары называли суган-суфийлар (досл. суфиями из репчатого лука). Даже великий татарский поэт Габдулла Тукай про них писал:

"Вы осчастливливали нас: таскаясь вечно по гостям,

И обжирались, позоря свой духовный сан,

В базар мечети превратив, намазом торговали вы,

Заранее продавая Рай, вы набивали свой карман".

Такого рода «последователи» суфизма позорят и унижают заложенную в нем изначально высокую духовную идею.

Возникают и другие проблемы. «Это - поведение муридов: их взвешенное обвинение сторонников иного мнения в заблуждении, сумасбродстве, отступничестве и новаторстве. Категоричное осуждение других. Итог и последствия которых приводят к душевной боли, ненависти и вражде. А ведь вероустав Аллаха изначально был призван покончить с этими пороками, что бы объединить людей в садах человеческого единства, братства и любви». Я вам процитировал слова известного сирийского и к сожалению ныне покойного богослова Мухаммада Саид Рамадана Аль-Бути из его книги "Салафия".

"Ход обсуждения Тасаввуфа как значимого мирового и общероссийского феномена, глубина и острота проблемы необходимости его возрождения в России, живая заинтересованность участников круглого стола, да и сама жизнь нацеливают нас собраться в более широком формате и провести международную научно-практическую конференцию, почувствовать локоть единомышленников, послушать авторитетных ученых", - заявил муфтий Альбир хазрат Крганов.

"Суфизм выполнял функцию сохранения ислама у татар, которые на протяжении долгого времени жили "в непростых условиях", - сказал ректор Российского исламского университета, председатель Совета по Исламскому образованию доктор политических наук Рафик Мухаметшин. "Наши предки, – пояснил он, – жили в тяжелых условиях, в отсутствии институтов, поэтому они обращались к институту суфизма". По словам ректора, просвещенный суфизм являлся стимулом к интеллектуальному развитию и формированию национальной элиты.

"У Зайнуллы Расулева было более 200 тысяч последователей. Когда он умер, пресса назвала его самым влиятельным российским мусульманином. Расулев очень хорошо понимал потребности татарского народа. Будучи суфием, он содержал джадидское медресе, которое было ориентировано на развитие и просвещение мусульманского общества".

Магомед-Загид Садиков, ректор Института теологии и международных отношений, подчеркнул важность раскрытия истинной сути суфизма перед широкой аудиторией всех россиян.

Заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев в своем выступлении отметил, что наша "непростая действительность" вынуждает нас говорить о возрождении Тасаввуфа в России и на постсоветском пространстве в целом. "Мы живем в многоконфессиональном и мультиэтническом социуме и поэтому для того чтобы развеять искусственно созданный негативный образ ислама как религии, уменьшить "градус исламофобии" нам нужно показать его миролюбивый дух именно через суфизм, который и есть в чистом виде духовность».

Имам столичной арабской диаспоры Шейх Саид Машхади акцентировал внимание аудитории на необходимости понимания того, что Тасаввуф – это прежде всего строгое следование во всем Корану и Сунне нашего Проррока (Да благославит его Аллах и приветствует!).

Заместитель руководителя редакции Интернет-вещания на арабском языке «Русия Аль-Яум» Анна Беликова подчеркнула важность изучения духовного гуманистического наследия Тасаввуфа не только для мусульман, но и для представителей других конфессий.

Профессор КФУ Хатип Миннегулов рассказал в своем докладе о том, какое сильное влияние суфизм оказал на татарских мыслителей и писателей.

Декан факультета теологии РИУ ЦДУМ России Ахмат хазрат Гарифуллин, цитируя Верховного Муфтия Талгат хазрат Таджуддина «Булгар является второй после Медины столицей мусульман» отметил, что Тасаввуф это не только богословская наука, но и образ жизни мусульман.

С интересным сообщением выступил Директор Российско-Турецкого научного центра ВГБИЛ, к.п.н. Ильшат Саетов, который подметил такую любопытную тенденцию наших дней как превращение турецких тарикатов в джамааты в процессе модернизации.

Заместитель Муфтия ДУМ РТ, Нияз хазрат Сабиров рассказал о положительно зарекомендовавшей себя практике преподавания Тасаввуфа в Исламском Университете в г. Казани.

Старшая дочь Ишана Гарифуллы хазрата Гайнуллова Зубарджат абыстай Мухамметжанова, несмотря на свой преклонный возраст – 85 лет, специально приехала из Казани на круглый стол и красочно рассказала свои воспоминания о жизни своего отца и прочитала на трех макамах аяты Священного Корана, как их читали Гулум Кари и другие Казанские хафизы. Она простыми примерами жизни ишан хазратов раскрыла суть искренности в вере…Так же Зубарджат абыстай Мухаметжанова рассказала о жизни Баязита Хайруллина, бывшего кучера Зайнуллы хазрата Расулева, в доме которого они нашли приют во время гонений на религию.

Председатель экспертного совета фонда Поддержки Исламской науки, культуры и образования Эдуар Хачукаев, отмечая важность заданной темы, предложил подумать о создании Научно-Исследовательского исламского института и Совета Улемов России.

В итоге участники круглого стола пришли к общему мнению продолжить обсуждение данной темы на разных площадках, а также подготовить и провести международную научно-практическую конференцию, посвященную возрождению традиции Тасаввуфа в России.

В работе круглого стола приняли также участие представители Администрации Президента, представители Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Правительства г. Москвы, ректоры медресе г.г. Уфы, Оренбурга, Буинска, Чувашии, представители СМИ.