Представитель от регионального управления мусульман области заместитель председателя РДУМ ПО по просветительским вопросам Ильдар хазрат Нигматулин в рамках областной научно-практической конференции «Формирование установок толерантного сознания и проблемы этноконфессионального диалога», которая состоялась 20 июня 2013 года  в актовом зале Пензенского института развития образования выступил с докладом на тему «Традиционный Ислам против проявления интолерантности».

Вашему вниманию предоставлен полный текст доклада:

«В последнее время проблеме толерантности уделяется много внимания. Проводятся конференции, издаются книги и брошюры, реализуются специальные программы и т.д. Например, 25 августа 2001 г. постановлением Правительства России была принята программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Это первая гуманистическая идеологическая федеральная программа. Ее целью является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основу гражданского согласия в демократическом государстве.

 На территории России много исторически сложившихся поликультурных регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Такими регионами, в частности, являются Поволжье, Башкортостан, республики Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский край и многие другие. Живущие в этих регионах народы можно рассматривать как единую систему этнических групп. В сходстве исторических судеб, образа жизни, менталитета народов поликультурного региона заложены мощные основы для мирного, толерантного сосуществования.

Перед тем, как перейти непосредственно к заявленной теме: Традиционный ислам против проявления интолерантного поведения», хотелось бы разобрать такие понятия, как «толерантность-интолерантность и что обозначает словосочетание  «Традиционный ислам».

Само слово "толерантность" уже достаточно давно вошло в наш обиход. Правда, следует отметить, что разные люди вкладывают в это понятие разные смыслы. Лингвисты понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам. Политологи рассматривают толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. Психологи используют это понятие для обозначения способности понять другого человека, способности проникаться и понимать ощущения других людей. В этом смысле толерантность раскрывается через понятия дружелюбия, спокойствия, мирной настроенности, как антипод агрессивности, злобности и раздражительности.

Категорией, противоположной по своему социальному смыслу толерантности, является интолерантность, которая является причиной для  экстремизма, опирающегося на насилие как главного инструмента решения проблем.

Традиционный ислам - это умеренный ислам; ислам, проникнутый современной культурой; мирный ислам; ислам, считающийся с реалиями; реалистичный ислам - эти понятия появились в двадцатом веке. Они отображают религию, которая не нападает на других. Традиционный или умеренный ислам - это мусульманская религия мира. Но прежде всего надо вычеркнуть из нашей генетической памяти нетерпимость (интолерантность). Наше духовное управление (РДУМ ПО), как историческое управление, является, не побоюсь этого слова, оплотом традиционного умеренного Ислама Сурского региона.

В поликультурных регионах с длительной историей совместного проживания этнических групп (например, в Башкирии, Поволжье) выраженного межэтнического противостояния не наблюдается, но все-таки ощущается. Поэтому чтобы привести повышение этнической и религиозной толерантности в этих регионах России, а также к снижению межэтнической напряженности, необходимо в целом поддерживать позитивную и четкую этническую идентичность у народов, населяющих данные регионы. Это может достигаться следующими способами:

А. В процессе образования, путем введения различных факультативов и предметов, направленных на изучении культур народов, населяющих данный регион. Это будет способствовать как увеличению этнокультурной компетентности молодежи и взрослых, так и повышению позитивности их собственной этнической идентичности. Одним из элементов эффективной работы Регионального духовного управления мусульман Пензенской области по пути предупреждения и борьбы с экстремизмом и любыми проявлениями интолерантности в молодежной и взрослой среде является организация деятельности в нашем и других регионах средних мусульманских духовных учебных заведений - медресе - на базе Российского исламского университета. В каждом регионе, где появятся медресе, имамы будут воспитаны в духе религиозной и этнической толерантности, а так же традиции и культуры, присущих данному региону.

Анализируя деятельность  некоторых религиозных структур области можно четко сказать, что они не собираются ладить с властями, знакомить их со своей деятельностью. Они способны только критиковать, когда другие структуры и  представители местных общин взаимодействуют с органами власти, с духовенством других конфессий, настраивают прихожан в своих приходах к негативному и не доверительному отношению к властям региона и, в целом, России. Также настраивают к не терпимости к представителям других этносов и конфессий бок о бок живущих с ними на протяжении многих столетий и т.д. Интолерантность  проявляется даже внутри одной конфессии к последователям традиционного умеренного ислама. Они отмечают, что руководство области и района частенько проводят совместные мероприятия с духовенством мусульманства и христианства. Мы видим в общении  власти с обществом только положительный момент, ведь мусульмане - часть общества.

Не секрет, что для противодействия интолерантным проявлениям и экстремистской идеологии необходима широкая просветительская работа, особенно среди молодежи. Наша молодежь должна быть в психологическом, мировоззренческом, духовно-нравственном аспектах устойчивой, восприимчивой к ценностям традиционной культуры. Надо отметить и то обстоятельство, что молодежь ищет ответы на многие сложные вопросы современности, свое место в жизни и мы должны быть им первыми помощниками.

Руководство РДУМ уже многие годы дает направления и отправляет молодежь и старшее поколение  за приобретением высоких и систематизированных  знаний в высшие и средние религиозные учреждения страны: в Уфе, Казани, Москве Самаре, Чувашии и другие. Выпускники этих образовательных учреждений, получившие дипломы государственного и установленного образца, занимают высокие духовные посты, теологов, муфтиев, имамов, ахундов, преподают в ВУЗах, все они воспитаны в духе традиционного ислама. Студенты, а затем и выпускники таких университетов и институтов всегда в состоянии правильно раскрывать негативные стороны интолерантного поведения в обществе и экстремистских течений. Им легче опровергать идеологию терроризма, а также интегрироваться с их коллегами из других стран для совместной борьбы с терроризмом, носящим религиозную окраску.

РДУМ Пензенской области проводит выезды в села Неверкинского, Кузнецкого, Городищенского, Шемышейского и других районов Пензенской области, где систематически читают проповеди, способствующие формированию толерантного сознания и  уважительного отношения мусульман к носителям других конфессий и наций, проживающих на территории России. У нас на постоянной основе ведутся преподавания основ Ислама в самом Кузнецке, в с. Средняя Елюзань, и других селах.

Руководство РДУМ помимо воскресных курсов с 2008 года проводит курсы повышения квалификации и семинары и  ставит перед собой основную цель в данных курсов повысить религиозную грамотность имамов и религиозных деятелей, а также предупреждение проявлений экстремизма среди населения. Знания, получаемые на этих курсах, особенно востребованы имамами старшего возраста, не имеющих специального духовного образования, полученного в высших исламских учебных образовательных заведениях. На данные курсы руководство  постоянно приглашает сотрудников отдела по делам религии, ученых-религиоведов из разных регионов России по вопросам профилактики религиозного экстремизма, они делятся опытом и информацией о состоянии религиозной ситуации в своей области, также о запрещенных террористических и экстремистских организациях. На последней встрече Муфтия РДУМ ПО Адельши хазрата Юнкина с епископом Кузнецким и Никольским Серафимом Домнином между участниками встречи было достигнуто соглашение о взаимном обмене опытом и христианские священнослужители были приглашены на эти курсы. Впоследствии, недавно были проведены ряд бесед о христианской  и мусульманской культуре, постоянно ведется диалог о точках пересечения и соприкосновения между христианской и мусульманской конфессиями и культурой. Православие и ислам - самые крупные конфессии в России. Они действуют в едином взаимозависимом пространстве, и потому с каждым годом всё острее ощущается потребность во взаимопонимании, отсутствие которого угрожает самому будущему нашей страны. 

Следующим способом снижения межэтнической напряженности является:

Б. Работа по развитию этнического самосознания, которая должна сочетаться с интенсивной работой по развитию личности молодых людей, воспитанию самостоятельности и социальной ответственности.

Мы всегда готовы поддерживать духовно подкованную молодежь в перспективе развития будущего. Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства и религии.

В последнее время все чаще со стороны людей, особенно подростков, проявляются признаки,  интолерантности и жестокости по отношению к обществу: это и родители, и учителя, и даже незнакомые им люди, не исключением является и проявление агрессии к священнослужителям. Достаточно лишь вспомнить пример с нашумевшим «Pussy Riot». Также у современной молодежи, только начинающих жить, уровень нравственности основывается в первую очередь только на материальных возможностях и на то, как бы извлечь выгоду самому себе. Конечно же, такой жизненный принцип  противоречит нормальному укладу жизни.  В условиях современной России мусульманская молодежь, зачастую не проявляет себя в такой социально-ориентированной деятельности и  происходит это, как правило, по причине ее недостаточной формальной организованности и нехватки внимания со стороны формальных исламских организаций. Поэтому, чтобы восполнить данные пробелы мы решили организовать молодежный дискуссионный клуб «Пензенская молодежь и религия в 21-м веке». В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания просвещения молодежи имеет чрезвычайную значимость. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной западной и восточной модели. Нет другого выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения особой религиозной культуры (исламской, христианской и других) на основе традиционных народных ценностей народов, проживающих на территории России и Пензенской области.

Также РДУМ Пензенской области разрабатывает следующие основные направления работы с молодежью:

1.  Приоритетным направлением деятельности является социально-ориентированные проекты работы с мусульманской молодежью, которые могут быть реализованы в рамках организации мусульманского молодежного волонтерства (социальное волонтерство; экологическое волонтерство; просветительское волонтерство; участие ДУМ и мусульманской молодежи в волонтерском движении по духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодежи).

2.  Перспективным направлением работы с молодежью представляется создание строительных отрядов мусульманской молодежи при ДУМ, которые следует нацеливать на оказание помощи при строительстве и ремонте мечетей, молельных домов, а также по уходу за кладбищами.

3.  Актуальным является необходимость создания и функционирования молодежных (мусульманских) журналистских школ при ДУМ для работы в информационном пространстве. Для работы в этих школах следует привлекать известных журналистов, научные и педагогические кадры, способные на высоком уровне заложить основы профессиональных знаний и журналистской этики.

Информационное противодействие проявлениям интолерантности и радикальным направлениям должно стать очень действенным оружием в борьбе с этими угрозами обществу. Уже давно против всех нас, желающих нормальной, мирной, созидательной жизни, идет война, навязанная религиозными фанатиками всех мастей. Бой с ними идет и на информационном поле.

Со своей стороны мы тоже стараемся активно противодействовать экстремизму и интолерантности как причине экстримизма через наши статьи и рубрики в газете и журнале «Иман», а также на нашем сайте «Муслим-пенза». Там мы в доступной форме пытаемся предоставить мусульманской татарской общественности Пензенской области основные понятия о традиционном исламе в Поволжье, рассказываем о пагубности влияния радикального ислама  и т.д.

К дополнительным мерам профилактики и борьбы с проявлениями интолерантности и экстримизма можно отнести:

- максимальная поддержка со стороны государства традиционного ислама ханафитского мазхаба;

- необходимость формулирования общегосударственной идеологии сопоставимой по силе с экстремизмом;

-популяризация и поддержка в издании печатных и электронных мусульманских СМИ, придерживающихся традиционного ханафитского мазхаба;

- большее освещение традиционного уклада жизни и духовного наследия наших предков. Мы должны знать свои корни, истоки.