27 июня в Екатеринбурге председатель Центрального духовного управления мусульман России, Верховный муфтий, Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин подписал соглашение с полномочным представителем Президента в УРФО Игорем Холманских. Это соглашение о сотрудничестве демонстрирует лояльное отношение государства к традиционным религиям народов России, оно должно обеспечить официальную помощь в работе Духовного центра с прихожанами в социальных сферах жизни.

После торжественного подписания документа обеими сторонами Талгат Сафа Таджуддин ответил на вопросы о том, каким образом консолидация сил традиционных религий и государства сможет противоборствовать радикальным течениям Ислама, а также ответил на другие злободневные вопросы.

- О сотрудничестве с Русской Православной Церковью

- Мы родину не сами выбирали и соседей не сами выбирали, а по воле всевышнего. Сосед – это все равно, что брат. Нам охранять Отчизну, сохранять мир и спокойствие, подобные соглашения призваны оказать нам содействие в укреплении мира, взаимопонимания между последователями традиционных конфессий нашей страны, которые являются и основой процветания нашей родины. Между нами самые уважительные отношения, это не только наше желание и прихоть, это заповедь нашей веры – чтить друг друга, уважать.

 

Я был избран в 80-м году. В прошлом веке. И тогда в Советском Союзе было четыре духовных управления, мне говорили в совете по делам религии: "Талгат Сафа, Вы будете уже последним муфтием в нашей стране". Мне тогда было 32 года. Прошло 33 года, мы уже должны жить при коммунизме: "С каждого по способностям, каждому по потребностям", но не получилось. Потому сотрудничество с Русской Православной Церковью у нас идет уже очень давно. И нужно понимать, что и иудаизм, и православие, и Ислам основаны на Священных писаниях, которые ниспосланы одним единым Богом. И у нас нет коренных противоречий. В обрядах, в некоторых второстепенных, третьестепенных вещах могут быть отличия, но это различные эпохи истории человечества. В основном мы едины, Пророк Мухаммед говорил: "Мы посланники божьи, дети разных матерей, но вера у нас одна, один Бог, одна Отчизна".

- Об экспансии нетрадиционных течений Ислама в России

- Это происходит не только сейчас, последние 20 с лишним лет это идет, с конца 90-х годов. И поэтому нам нужно стремиться консолидировать общество, в особенности сохранить нашу молодежь, детей, чтобы "ловцы душ" ни с запада, ни с востока, ни с юга – ниоткуда не могли забрать души наших детей, то наркотиками, то бредовыми идеями. То, что чуждо мусульманам нашей страны, чуждо самой идеологии Ислама.

То, что приходит с запада, приходит из-за того, что многим молодым людям образование приходилось получать за рубежом. Радикализация Ислама из-за обучения за рубежом – это не просто мнение, это факт жизни. Учить у нас было невозможно, потому что подготовка кадров у нас была прервана на 70 лет, даже духовенство не имело ни возможности, ни прав преподавать или обучать кого-то хотя бы взамен себе. Одно единственное учебное заведение было в Бухаре. Тогда мусульман в СССР было 70 млн. – и 50 студентов училось в Бухаре. Учебные заведения – необходимость сегодняшнего дня, мечети есть, храмы строятся – а кто там будет проповедовать, кто будет объяснять и учить традиционному Исламу, а не тому суррогату, который из-за рубежа возвращается?

В 90-х годах сотни тысяч молодых людей были отправлены на обучение за рубеж не религиозными организациями, а частным образом. Многие зарубежные исламские центры к этому причастны. Это были 14-15 летние дети, они были оторваны от нашей действительности, какие изменения произошли в нашей жизни – они не знают. Поэтому, возвращаясь, им не так-то легко найти свое место, и притом они знают Ислам, тот, который им преподавали. Ислам – он один, но у каждого народа есть свои особенности.

- Объединение традиционных религий – единственный способ борьбы с радикализмом

В этом году исполняется 225 лет со дня основания Центрального духовного управления мусульман России, это юбилейный год. В сентябре состоятся юбилейные торжества, на которые будут приглашены и наши зарубежные гости, единоверцы из разных стран, в том числе из СНГ. У нас общая история, и никто кроме шайтана не мешает нам объединиться. Наше управление объединяет пять региональных духовных управлений. Начиная от Сахалина до наших западных границ, от Астрахани и до Санкт-Петербурга, на сегодняшний день количество наших общин около 1 тыс. 700, когда-то духовные управления и Сибири, и Татарстана входили в Центральное духовное управление.

У нас в России сейчас семь исламских университетов, ведется подготовка кадров, но если мы действительно желаем противостоять проникновению радикальных течений, экстремизма, чтобы умами нашей молодежи не завладели зарубежные "доброжелатели", то мы должны объединить наши усилия. В Казани мы собирались на ежегодный форум имамов, где было принято решение – все конфликты, склоки, противостояния забыть. Пришло время консолидироваться и противостоять проникновению экстремизма и радикализма. Даст Бог, получится. Для этого нужно и желание, и поддержка всего общества. Сотни и тысячи братьев из Средней Азии приезжают к нам, приходят в наши мечети, и если у нас будут склоки – какой пример мы им покажем? С ними нужно работать и, кстати, соглашение, которое мы подписали сегодня, касается этой деятельности.

- О "соглашениях о сотрудничестве"

- Сейчас на ямальской земле есть основы прекрасных отношений – это договор о сотрудничестве между Центральным духовным управлением и администрацией Ямало-Ненецкого округа, и он действует. Строятся мечети, направляются кадры, образование молодежи - вот это и есть повседневный наш труд. И есть взаимопонимание, согласие между мусульманами и православными, и их религиозными организациями. У нас подписан такой договор уже давно.

Сейчас региональное духовное управление мусульман подписывают соглашения и с епархиями РПЦ. У нас не просто толерантность, у нас любовь друг к другу нужна, чтобы сохранить и духовный мир, и безопасность нашей отчизны.

К сожалению, мусульманская община в Свердловской области не очень большая, всего 50-60 общин, но на сегодняшний день есть шесть духовных центров, противоборствующих друг с другом, противостоящих друг другу, а в это время экстремисты, различного рода радикальные течения спокойно проходят между ними и пытаются завоевать умы молодежи.

В договоре указывается и социальное служение в религиозном образовании, помощь молодым людям в работе с заключенными, в работе в воинских частях, там будут военные капелланы – это сотрудничество и положено в основу нашего соглашения.

- О строительстве мечетей

Дефицита мечетей нет, например, в Башкортостане в 80-м году было всего 16 мечетей, а сейчас 1 тыс. 116, и каждый год 20-25 новых мечетей появляется. В Татарстане было 15 – сейчас 1 тыс. 300, в Челябинской области не полный десяток был, сейчас уже более сотни. В Свердловской области шесть десятков мечетей, зато духовных центров уже шесть. Нет никаких противодействий со стороны власти и региональных, муниципальных администраций, обоснованные просьбы верующих всегда удовлетворяются. Бывают какие-то частности, но они решаются.

- "Детей-сирот вообще не должно быть"

Откуда появляются дети-сироты? Или гражданский брак – никаких обязательств, ни по закону, ни по совести, ни перед Богом. Очень легкомысленное отношение к браку, к семье, к семейным узам - вот это надо лечить, это обязанность религиозных организаций, прежде всего, традиционных конфессий, а не каких-то сект, которые полностью разрушают семьи и образ жизни, когда только потребительские страсти полностью поглощают разум человека.

И наша духовная организация, и Русская Православная Церковь не смогут всех сирот обеспечить, надо добиваться, чтобы вообще не было понятия сиротства, не было приютов, и нельзя этих детей отправлять на экспорт.