Вот уже более полугода в казанской мечети «Марджани» функционирует центр детского развития «Балалар». Ребята от трёх до десяти лет в игровой форме изучают здесь не только математику, языки и занимаются творчеством, но и познают основы ислама. На вопросы Islam-today ответила организатор и руководитель центра Эльза Хуснутдинова.

- Эльза, расскажи пожалуйста, о центре «Балалар», с чего всё начиналось, как возникла идея его создания?

- Необходимость создания подобного центра назрела очень давно. Перед молодыми мамами очень остро стоит вопрос воспитания в духе ислама. Когда у меня появился ребенок, естественно, я уже как мама стала задумываться, каким образом я могу дать ему знания о религии. С идеей создания детского центра мы обратились к мухтасибу Казани Мансуру хазрату Джалялетдину, он сразу поддержал наше начинание и выделил нам в мечети «Марджани» просторное, комфортное помещение. Вообще, одна из наших основных целей заключалась в том, чтобы дети с радостью приходили в мечеть, и нам это удалось. Родители говорят, что приходя домой, малыши спрашивают: «Когда мы снова пойдём в мечеть»?

- Чему здесь обучают детей?

- Проводятся занятия различной направленности, мы стараемся соблюсти принцип комплексного подхода – наши дети изучают и светские, и религиозные предметы. Это и математика, и развивающие игры для самых маленьких, и развитие речи, и татарский, арабский и английские языки, консультации психолога и логопеда и многое другое. В религиозном цикле, например, есть такие занятия как «учусь тахарату и намазу», а по пятницам – адаптированная для детей хутба. Но по сути все занятия – это некоторый микс развивающих игр с религиозной тематикой и комментариями.

- Какие изменения ты заметила в своем сыне, он ведь тоже посещает занятия в центре?

- Например, раньше мой сын мог только наблюдать за тем, как, например, взрослые берут тахарат и читают намаз, а теперь он принимает непосредственное участие. Кроме того, несомненно, он стал более общительным. Родители, кстати, вообще часто замечают, что через некоторое время после того, как их дети начинают ходить на наши занятия, они становятся более раскрепощёнными и легче находят контакт со сверстниками.

- Мусульманская инфраструктура в Казани пока представляет собой по большей части наличие халяльных общепитов и магазинов одежды и атрибутики. Тем не менее, у нас нет ни одного полноценного детского сада, ни школы, за исключением одной-единственной «Гусмании». Насколько реально, по-твоему, решить вопрос с организацией детей – будущего уммы?

- Этот вопрос поднимался не раз, более того, у мечети «Марджани» есть выделенный исполкомом города земельный участок для постройки мусульманского детского сада. Поэтому работы в данном направлении ведутся, и, иншаАллах, это станет сбывшейся мечтой.

- Летом центр «Балалар» провёл три смены детских лагерей. Каковы результаты их работы, и какие планы у педагогов на наступивший учебный год?

- В этом году лагеря при мечетях были очень востребованы. Кстати, лагеря теперь проводятся по утвержденной программе занятий, созданной ДУМ РТ, и наш тоже не стал исключением. В эту программу входят основы ислама, ахляк, сира, фикх, обучение тахарату и намазу и многое другое. Таким образом, дети имеют возможность летом погрузиться в исламскую среду. Кроме того, мы дополнили программу Духовного управления развивающими занятиями, играми, чаепитиями и просмотром исламских мультфильмов. В честь окончания священного месяца мы провели праздник «Детский рамадан» с аниматорами, батутами, сладкой ватой и прочими детскими радостями. Подобное мероприятие запланировано и к празднику Курбана, о записи мы предварительно объявим в нашей группе в социальных сетях.

Что касается планов на новый учебный год, то не преувеличу, если скажу, что они грандиозные. Мы запускаем проект «В будущее со знанием», который предусматривает поэтапное обучение детей в течение всего года. Для этого мы собираемся набрать две группы ребят. Программа проекта включает в себя комплексные занятия, и мы стремимся к тому, чтобы родителям не приходилось дополнительно искать секции или кружки, так как в нашем центре дети будут развиваться всесторонне – и умственно, и физически, и духовно.

Кроме того, продолжатся консультации логопеда и детского психолога. Более того, для родителей планируются отдельные тематические лекции, посвященные детской психологии. Также в ближайшее время по просьбам родителей хотим открыть группы религиозных занятий для подростков – с 10 до 16 лет.

- Наверное, в случае с подростками, особенно, не только знания, но и среда необходима? Вероятно, родители хотят, чтобы у детей появились близкие друзья именно среди мусульман, а также чтобы они комфортнее себя чувствовали в светском классе, где учатся?

- Конечно, это так. Сейчас уже сложился определенный, пусть небольшой, но заметный процесс мусульманских школьников, которые выделяются из толпы сверстников. Наша задача – ответить на возникающие вопросы о том, как позиционировать себя в коллективе, которые, они по тем или иным причинам не могут задать родителям или родители не могут ответить, а также, при необходимости, оказать психологическую поддержку. Лекции, посвященные позиционированию своей личности в коллективе, для подростков, – также в наших планах.

- Кстати, среди противников создания детских учебных заведений по религиозному принципу есть те, кто считает, что выпускникам, например, мусульманских детских садов и школ, затем будет сложно в светском обществе. Каково твое мнение по этому вопросу?

- Именно поэтому мы и развиваем наших детей всесторонне, преподавая им не только, например, Коран и арабский язык. Кроме того, мы с детьми обсуждаем, как понятно и доброжелательно отвечать на такие вопросы сверстников, как «зачем ты носишь платок», «зачем тебе намаз», «почему твоя мама в платке» и так далее.

Я убеждена, что мусульманский детский сад и мусульманская школа крайне необходимы и востребованы на сегодняшний день. А чтобы ребята затем чувствовали себя комфортно в светском обществе, нужно просто обеспечить в исламских детских учебных заведениях достойный, высокий и конкурентоспособный уровень знаний по всем предметам.

Нурия Гибадуллина