В последнее время приходиться слышать негативные высказывания некоторых мусульман о проведении мусульманских религиозных обрядов. Бывает, что такого типа меджлисы в среде мусульманской молодежи часто становятся объектами насмешек, грубых высказываний, а порой доходит до того, что некоторые упрямо настроенные могут назвать эдакое собрание несоответствующим Исламу и его нормам. 

Меджлис, старинное арабское слово, крепко вошедшее в обиход всех мусульман мира, в том числе и татар, переводится как мероприятие, на котором присутствующие что-то сидя слушают. Традиционно в наших краях меджлисом называют любое собрание, на котором собираются родственники, друзья, знакомые для свершения обрядов никаха, имянаречения или для поминания усопших. Эти виды меджлисов у татар присутствуют уже более тысячи лет и имеют свои основы еще с далеких времен. И в своей основе, меджлисы стали как бы колыбелью развития исламской мысли.

На такого рода собраниях возвеличиваются имена Аллаха, читается Коран и самое главное ведется хоть небольшая, но проповедь. В этих проповедях или вагазах, как многие их называют, кроется вся суть меджлиса. Потому что, если бы мы читали только Коран без объяснения его великих смыслов, то положительный эффект от такого мероприятия был бы очень мал. Но ведь практически все хазраты и абыстаи сейчас ведут проповеди, рассказывают вагазы на меджлисах. Поэтому я назвал меджлис колыбелью развития исламской мысли, ведь там и формируется исламская личность и культурная идентичность человека. Оттуда у многих и начинается путь религиозной самореализации. Тысячи человек, которые сегодня в России совершают намазы пришли к Всевышнему через положительный эффект вагазов на меджлисах. Поэтому отвергать эту традицию является полной глупостью. 

В прошедшее время смуты и безбожия в России были уничтожены десятки тысяч храмов, убиты десятки, а то и сотни тысяч религиозных деятелей всех религий. В то время шла ожесточенная борьба с любой религией и ее культурой. Тысячелетние традиции мусульман, христиан и иудеев были с презрением отброшены в сторону, словно от него пахло смрадом. Преследованиям и репрессиям подверглось большинство верующих. Были те, которые поддались и поменяли те божественные убеждения, которые им заповедали родители, на новое, придуманное Марксом и компартией. Многие оставили свои молитвы, посты, забыли язык Корана и хадисов. 

Но не все верующие оказались такими слабодушными, и не все из них в те годы растеряли религиозность. Безусловно, читать намазы и держать уразу на глазах у всех никто тогда не мог. Поэтому религия перекочевала из мечетей в частные дома, а порой и в их подвалы. Все это было очень прискорбно, но как бы не старались борцы с религией искоренить у народа его «опиум» все равно до конца они его добить не смогли. 

Чего поистине эта система отобрать не смогла у народа, так это традиции верующего народа, ее меджлисы на которых читался Коран, рассказывались хадисы, проповедовался Ислам и его ритуалы. Даже во времена самого воинственного атеизма многие татары не отказались от меджлисов. Прячась за разными предлогами, вуалируя свои намерения, они проводили меджлисы, читали никахи, делали обрезания, нарекали новорожденным имена и вели проповеди о том, что слово Аллаха, как бы его не пытались опустить ниже плинтуса, все равно подымится из подвалов и разъяснит истину. 

Сейчас во время всеобщей демократии, когда всякая религия дозволена во всех ее ритуалах, молодежь, смеясь, смотрит на меджлисы. Но в те страшные для верующего времена полнейшего запрета религии меджлис оставался единственным утешением и успокоением для душ верующих. Тогда это был Ислам, тогда это практически считалось религией. Это нам передало старшее поколение в виде доброй традиции, и мы должны его правильно принять и развивать. 

Хотелось бы сказать, что проведения мусульманских меджлисов и в наше время остается одной из важнейших ступеней в жизненной лестнице каждого мусульманина и являются одной из самых сильных опор в становлении традиционного Ислама в России.