ДОЗВОЛЕННОСТЬ МАУЛИДА
В наше время многие люди стали отрицать такое понятие, как «Маулид», считая его харамом, мерзким новшеством и чуть ли не куфром (неверием). Они приводят в качестве довода отсутствие Маулида во времена Пророка (صلي الله عليه و سلم) и сподвижников и др., полагая, что от этого нужно отстраняться.
В данной статье мы, приводя доводы из аятов и хадисов, с позволения Аллаха постараемся доказать: во-первых, Маулид сам по себе не является тем, что стоит порицать; во-вторых, Маулид считается благим делом.
Однако цель Маулида - выражение радости о том, что Аллах послал нам
Пророка Мухаммада (صلي الله عليه و سلم), и шукра (благодарности) Ему.
В Коране, в 107 аяте суры «Аль-Анбия» говорится:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ
Смысл: «Мы послали тебя, о пророк, только как милость для обитателей миров».
В хадисе, который приводится в «Джамиус-Сагир» имама Ас-Суюти под номером 2583, говорится:
إنما بعثت رحمة و لم أبعث لعانا
«Я был послан как милость, а не как проклинающий».
Также приводиться в «Аль-Мустадрак» имама Хакима (1/100):
إنما أنا رحمة مهداة
«Я милость, направленная на прямой путь».
Так мы узнали, что Пророк (صلي الله عليه و سلم) является огромной милостью, и Аллах разрешил нам радоваться рождению этой «милости», сказав:
قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَٰلِكَ فَلْيَفْرَحُوا
Смысл: «Скажи им, о посланник: "Радуйтесь благости Аллаха и Его милости вам…»
Имам Ас-Суюти в своем тафсире «Ад-Дурруль-Мансур» в разъяснении этого аята передает от сподвижника, которого называют «королем муфассиров», Ибн Аббаса (رضي الله عنه): «Благость Аллаха - это ʿильм (знания), а милость - это Мухаммад (صلي الله عليه و سلم)».
Маулид нас побуждает говорить «Салават» и «Салям», требование которого мы находим в следующем аяте:
إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ ۚ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا
Смысл: «Поистине, Аллах оказывает Своё милосердие пророку, а Его ангелы благословляют пророка! О вы, которые уверовали, молитесь за него и приветствуйте его искренним приветствием!».
Аллах Та’аля в другом аяте сказал:
قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ اللَّهُمَّ رَبَّنَا أَنزِلْ عَلَيْنَا مَائِدَةً مِّنَ السَّمَاءِ تَكُونُ لَنَا عِيدًا لِّأَوَّلِنَا وَآخِرِنَا وَآيَةً مِّنكَ ۖ وَارْزُقْنَا وَأَنتَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ
Смысл: «Иса, сын Марйам, сказал: "О Аллах, наш Творец и Владыка! Низведи нам пищу с неба, чтобы этот день был праздником для всех уверовавших среди нас - для нас и наших потомков - и чтобы она стала знамением от Тебя, подтверждающим Твою Истину. Даруй нам добрый удел! Ты - лучший из дарующих уделы!"».
В этом аяте ниспослание пищи считалось праздником (Ид) в отношении «Ахлю-Ард», для них и их потомков, чтобы они проявили свою радость.
Мы более достойны проявлять свою радость по случаю Маулида Пророка (صلي الله عليه و سلم), который является большой милостью для миров.
Об этом Аллах говорит в Коране:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ
Смысл: «Мы послали тебя, о пророк, только как милость для обитателей миров».
Собрание по случаю Маулида Пророка (صلي الله عليه و سلم) - это проявление радости к нему. Пользу от этой радости получил даже тот человек, который не верил ему (имеется в виду Абу Ляхаб).
В сообщении пришло, что каждый понедельник облегчаются мучения Абу Ляхаба, потому что он проявил радость по случаю рождения Пророка (صلي الله عليه و سلم), освободив рабыню. (Бухари 3/363, «Фатхуль-Бари» 1/124).
Имам Хафиз Шамсуддин Ибн Аль-Джазари (رحمه الله) в своей книге «Арфут-Та’риф биль Маулид Аш-Шариф» сказал:
«Абу Ляхаба видели во сне после его смерти и спросили: «Какое твое положение?», - и он ответил: «В Аду, но только каждый понедельник мне облегчается (наказание) из-за освобождения мной Сувайбы (его рабыни), когда она принесла весть о рождении Пророка (صلي الله عليه و سلم) и о его кормлении (она его кормила)».
Если Абу Ляхабу, неверующему, в осуждение которого даже была ниспослана сура, облегчается наказание каждый понедельник из-за его радости по случаю рождения Пророка (صلي الله عليه و سلم), то какого будет положение мусульманина-единобожника из его (صلي الله عليه و سلم) Уммы, радовавшегося рождению Последнего Посланника(صلي الله عليه و سلم) и не щадившего свои силы в выражении любви к нему (صلي الله عليه و سلم)? Такого человека ждет большой аждр (награда) от Аллаха.
Пророк (صلي الله عليه و سلم) сам почитал день своего рождения соблюдением поста (в этот день) и за это большое благо проявлял благодарность Аллаху.
Он (صلي الله عليه و سلم) выразил свое уважение этому дню – постом.
Как приводится в хадисе от Аби Катады, что Пророка (صلي الله عليه و سلم) спросили о посте в понедельник и он (صلي الله عليه و سلم) ответил:
«В этот день я родился и в этот день мне был ниспослан Коран» (Муслим, под номером 2738; Абу Дауд, под номером 2425 и др.).
Вот в этом и есть смысл собрания для проведения Маулида. Его проводят по-разному, а смысл – один: или это пост, или угощение людей, собрания для произнесение зикра и Салавата, рассказы о его сире (жизнеописание) и т.д.
Пророк (صلي الله عليه و سلم) обладал способностью видеть связь между временем и большими религиозными событиями в прошлом. Поэтому наступление времени данного события служило поводом для вспоминания этого дня и проявления уважения к нему.
Данное правило Посланник Всевышнего (صلي الله عليه و سلم) сам обосновал, как говорится в «Сахих» хадисе: Пророк (صلي الله عليه و سلم), достигнув Медины, увидел иудеев, которые постились в день Ашура, спросил их об этом. Они ему ответили, что постятся в этот день, поскольку Аллах спас их Пророка (Мусу, мир ему) и потопил их врагов; за эти блага они выражают благодарность Аллаху и постятся. Затем Пророк (صلي الله عليه و سلم) сказал: «Мы более достойны Мусы (мир ему), чем вы», - а потом он (صلي الله عليه و سلم) в этот день постился сам и повелел другим (Бухари, 3943; Муслим, 2651; Абу Дауд, 2444 и др.).
Пророк (صلي الله عليه و سلم), перечисляя блага дня Джумы, говорил, что в этот день был создан Адам (мир ему).
Иногда бывает, что упоминается (проявляется уважение) не только ко времени события, но и к его месту.
Передается в хадисе, что в ночь Ми’раджа Джибриль (мир ему) повелел
Пророку (صلي الله عليه و سلم) прочитать два рака’ата в «Бейту-Лахм» (название места), а потом спросил его (صلي الله عليه و سلم):
- Ты знаешь, где совершил намаз?
Пророк (صلي الله عليه و سلم) ответил:
- Нет.
Тогда Джибриль (мир ему) сказал:
- Ты прочитал намаз в «Бейту-Лахм», где родился ‘Иса (мир ему)» (Байхаки, «Даляилюн-Нубува», 1/292).
В итоге, Маулид является событием, которое считали хорошим уляма (ученые) и мусульмане (повсеместно), и это деяние совершается уже на протяжении многих веков.
По Шариату, Маулид - благое дело, выполняемое по правилам, которые были взяты из передаваемого Ибн Мас’удом (رضي الله عنه) [хадиса]. Ибн Ну’айм упоминает, что Ибн Мас’уд сказал:
«То, что мусульмане считают благим, то перед Аллахом тоже благое; а то, что мусульмане считают отвратительным, то это также отвратительно и перед Аллахом».
Знание сиры Пророка (صلي الله عليه و سلم), его чудес (му’джиза), его жизни приводит к совершенству Имана и увеличивает любовь к Посланнику (صلي الله عليه و سلم).
Собрание с целью проведения Маулида будет оживлением упоминания Пророка (صلي الله عليه و سلم), а это в Исламе разрешено.
Действия в Хадже (например, стояние на горе Арафат, в Муздалифе и др.) совершаются для оживления упоминания событий этих мест.
Первым человеком, который провел Маулид Пророка (صلي الله عليه و سلم), был правитель Ирбиля (город в Ираке) Малик Музаффар Абу Саид Кукбури ибн Зайнуддин, один из благородных правителей. Ибн Касир сказал:
«Он (Малик Музаффар) проводил Маулид Шариф в месяц Рабиуль-Авваль и собирал много людей, он был храбрым, разумным, справедливым, да помилует его Аллах».
Ибн Абидин (رحمه الله) в своем шархе на книгу «Аль-Маулид» Ибн Хаджара сказал:
«Знай, что действия Маулида в месяце, в котором родился Пророк (صلي الله عليه و سلم), из благих новшеств (бид’а хасана)».
Также сказал:
«Собираться для того, чтобы послушать рассказы о Пророке (صلي الله عليه و سلم), его чудесах - большое приближение к Аллаху, потому что включает в себя чудеса Пророка (صلي الله عليه و سلم) и много салаватов».
Из алимов Ахлю-Сунна различных мазхабов, которые одобрили Маулид, такие как ученые как:
Ибн Хаджар Аль-Хайсами, Имам Ас-Сахави, Имам Абу Шама, Ибн Джаузи, Ас-Суюти, Ибн Хадж, шейх Ахмад Зайни Дахлян, Аль Хафиз Аль-Ираки, Ибн Хаджар Аль-Аскаляни.
Также Маулид был одобрен Ибн Таймией в его книге «Иктидаус-Сыратыль-Мустакым».
و الله أعلم بالصواب