Тагир хазрат Саматов, муфтий Ханты-Мансийского автономного округа раскрыл журналисту «Islam-today» ряд тем, важных для мусульманской уммы России.

- Какова, по-Вашему, роль татар Поволжья в распространении и изучении Ислама?

- Татарский народ внес очень большой вклад в Ислам на территории России, не отстранившись от своего предначертанным Аллахом пути. Когда Ахмад ибн Фадлан, прибыв в Булгар, собирался предложить совершить намаз по шафи‘итскому мазхабу, то хан и его приближенные не согласились, объяснив это тем, что уже приняли Ислам по мазхабу Абу Ханифы. Так по этому пути наши предки и шли веками. В мировом масштабе татары также внесли немало. Такие ученые, как Муса Бигиев, Шигабутдин Марджани, известны и уважаемы не только в России, но во всем исламском мире. Зайнулла ишан Расули почитается как выдающаяся личность и духовный наставник, как татарами и башкирами, так и мусульманами Дагестана, Казахстана, Таджикистана. До Октябрьской революции в Троицке была организовано обучение исламским и светским наукам. Связь Зайнуллы ишана с Пророком Мухаммедом (с.а.в.) шла через цепочку преемственности через Абу Бакра (р.а.). Несомненно, его наследие в области тасаввуфа является востребованным и в наши дни.

- В последнее время много разговоров о хиджабах, женской мусульманской одежде, но практически ничего об одежде мусульман-мужчин. Какова Ваша точка зрения на внешний облик мусульманина?

- Правильно приходить на намаз в мечеть в чистой опрятной одежде. Считаю, что аккуратно подстриженная традиционная татарская борода, тюбетейка, выпущенная длинная рубашка, классический пиджак, или даже традиционный татарский кафтан, выглаженные брюки, чистые ботинки более уместны для мусульманина, чем едва прикрывающие аврат рваные джинсы или шорты, майка или короткая футболка до пупка, сланцы на босую ногу или стоптанные кроссовки. Порой в мечети на пятничном намазе можно увидеть молодых людей именно так и одетых. Но ведь этот намаз для мусульман даже важнее праздничных. Хотелось бы, чтобы в пятницу в мечеть мусульмане приходили нарядными и подтянутыми. Это создаст необходимые ощущения, будет приятно для всех прихожан.

Сейчас многие наши молодые люди почему-то одеваются, отращивают бороды, носят черные очки, делают походку, стараясь выглядеть, как террорист, совершивший преступление от имени Ислама. Не стоит даже внешне уподобляться этим врагам Ислама. Борода – сунна, но носить ее лучше по-другому.

- Тагир хазрат, 12 октября Духовное управление мусульман Татарстана планирует проведение четвертых Саматовских чтений. Расскажите, пожалуйста, о Вашем отце, Габдулхаке хзарате, как о главе семьи и духовном лидере.

- Начиная с 1960-70-х годов ушло поколение исламских ученых, получивших знание по мазхабу Абу Ханифы, сохранивших в советские годы Ислам среди татар. Слава Аллаху, появились новые молодые алимы. Но пожилых, которые способствовали восстановлению религии, созданию медресе, возвращению зданий и строительству новых мечетей уже не остается. В 90-е годы Габдулхаку хазрату пришлось пережить несправедливость со стороны некоторых мусульман. Он с честью вынес это испытание, сохранив достоинство и оптимизм.

Габдулхак хазрат – пример в отношении к людям разных конфессий и национальностей. Долгое время мы жили все вместе в маленькой комнате барака в районе Козье слободы.

Соседи видели доброжелательность, богобоязненность, терпение, скромность, мудрость одновременно вместе с настойчивостью в ибадате моего отца – Габдулхака хазрата и дяди – Канзильглюма хазрата. Когда они читали Коран, некоторые русские соседи, такие как православная тетя Нюра, подходили к дверям послушать. Во время мусульманских праздников отец и дядя раздавали угощения соседям вне зависимости от того мусульмане они или нет.

Габдулхак хазрат никогда не был карьеристом. Он учился Исламу и учил других. В то время не было ни Интернета, ни такого количества доступных книг по Исламу. Их с трудом находили, переписывали, конспектировали. Габдулхак хазрат был очень целеустремленным человеком. Он видел многих ученых, старался всегда почерпнуть более глубокие знания, сохраняя верность традициям предков, в том числе ханафитскому мазхабу. Одновременно он писал книги, читал лекции, стремясь предать молодым людям свои знания. У отца было много учеников. Мой отец никогда не проводил время в праздном безделии. Даже во время поездки в трамвае, машине или автобусе он обязательно кого-то наставлял, что-либо рассказывал об Исламе. К нему приходили многие люди со своими вопросами. Ночами Габдулхак хазрат совершал дополнительные намазы, держал дополнительно уразу. Для нас такие личности останутся примером искреннего поклонения Аллаху.

Фарид Батыршин