В среду 2 октября 2013 года не стало глубокоуважаемого жителя, а также почетного аксакала мечетей № 1903 и 226 г. Кузнецка, Бикаева Гимадь бабая Минхаджевича. Его не стало на 86-ом году жизни. Все мы скорбим и в горькой молитве просим Всевышнего Аллаха принять душу ушедшего от нас Гимадь бабая и просим Его даровать душевных сил родным близким усопшего. Иннәә Лилләәһи вә иннә иләйһи рааджиун. Поистине, мы все от Аллаха, и к Нему наше возвращение.

5 и 10 октября 2013 года прошли традиционные маджлисы поминания, проводимые на 3-ий и 7-е сутки, посвещенные светлой памяти Гимадь бабая. На обеих хатмах присутствовали Муфтий Адельша хазрат Юнкин и другие представители от РДУМ Пензенской области. Простится с упокоившимся Гимай бабаем пришло очень много родных, близких и друзей. Также было много аксакалов мечети № 1903.

Также, 12 октября в вышеприведенной мечети был прочитан годовой хатем, посвященной Зяйняб Адельшиновне. Этот хатем посвятили родные Зяйняб апы – прихожане мечети Хамзя и Равиля Еникеевы, а также их дети Гульнара и Ильмира.

В последние годы в среде мусульман Пензенской области  идут жаркие, непрекращающиеся споры по поводу традиции проводить маджлисы на 3, 7 и 40 дни после смерти покойного. И поскольку верующие не могут прийти к единому мнению, то эта проблема с каждым днем становится все более актуальной.

В связи с этим предлагаем вместе с обозревателями нашего сайта провести короткий анализ этого обычая. Начнем с доводов противников этой традиции. Что касается Корана или сунны то в них нет четких и ясных доказательств в пользу запрещенности этих маджлисов. Ни Коран и хадисы не диктуют: «О верующие, остерегайтесь» или «будьте далеки от подобного деяния». В связи с этим выводить говорить о запрещенности этого мы не в праве. По этой причине противники этих маджлисов используют довольно примитивный довод. Они приводят хадисы Пророка (мир ему!) основной смысл которых: «…каждое нововведение в Аду (огне)». Но при этом забывают другой хадис, в котором Пророк упоминает два вида сунны: «Тому, кто вводит в Ислам хорошее дело, воздается вознаграждение за него и за тех, кто следовал этому, не уменьшая их вознаграждения, а кто вводит в Ислам плохое дело, то он набирает грех за это и за тех, кто последовал этому, не убавляя их грехов».. Как известно, слово «сунна» в арабском языке несет смысл — путь, дорога, традиция. Следовательно, традиции могут быть как позитивными, так и негативными.

После рассмотрения доводов противников упомянутой традиции, предлагаем провести ее объективный анализ. Как известно, она состоит из следующих действий:

1. Встреча родственников (способствует их общению и укреплению родственных связей, что является обязательным. Коран по этому поводу сообщает: «А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на земле, — уготовано им проклятие и наихудшая обитель» 13:25.

2. Салям. Естественно при встрече эти люди приветствуют друг друга. Как известно, тот, кто приветствует первым, выполняет сунну, а тот, кто отвечает, выполняет фарз. Коран по этому поводу повелевает: «Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему» 4:86.

3. Соболезнование. Согласно шариату это действие является сунной Пророка (мир ему!).

4. Вагаз. Во время маджлиса имам должен рассказать проповедь, выступить с каким-либо наставлением. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» 16:125 и поскольку основная масса мусульман малограмотна, то имам, читая им проповедь, призывает их к пути Аллаха, что является обязательным (фарз).

5. Чтение Корана. Это действие является сунной, в сборнике имама Муслима приводится хадис: «Читайте Коран, ведь в Судный день он будет заступником (для тех, кто его читал)».

6. Дога. Аллах в Коране сказал: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу…» 40:60.

7. Раздача садаки. Пророк (алйхис-салям), побуждая к милостыне, сказал: «Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика». Т.е. речь идет о столь незначительном подаянии.

8. Кормление мусульман. Это действие также является сунной, один из хадисов нам сообщает: «О люди, распространяйте приветствие, кормите, поддерживайте родственные связи, исполняйте ночные молитвы, когда люди спят, и вы войдете в Рай без какой-либо опаски».

Теперь если мы сделаем обзор все перечисленные элементы маджлисов, то придем к выводу, что при проведении таких хатемов выполняем повеления Аллаха от сунны до фарза. В наше время возможностей распространять Ислам стало намного больше — это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, и интернет и мобильная связь, и пр. Но вместе с ними упомянутые маджлисы тоже занимают свою нишу в средствах призыва. И наши дедушки с бабушками, а также родители были непосредственными свидетелями, как эти маджлисы сохранили Ислам в среде татар. Эту функцию они выполняют и сегодня.

Надеемся, что подобное толкование позволит примирить спорящие стороны и что правильное использование маджлисов позволит нам сохранить и усилить роль Ислама в среде нашего народа.