Знания как драгоценные камни имеют смысл только тогда, когда передаются в руки людей, осознающих их настоящую ценность, умеющих ими по достоинству распорядиться. С целью изучения творчества и вклада татарских религиозных деятелей постсоветского периода в процесс исламского возрождения в России Духовное управление мусульман Татарстана провело 12 октября 2013 года в Российском исламском университете научно-практическую конференцию IV Саматовские чтения: «Осмысление духовного наследия мусульман Волго-Уральского региона».

Важность значения, оказанного Габдулхаком хазратом на становление Ислама в Татарстане, несомненна. Он продолжил преемственность своих учителей, в том числе ишанов Накшбандийского тариката, преподававших до революции 1917 года в медресе Кизляу. Его имя стоит в одном ряду с такими личностями, как Габдельхабир Яруллин, Ахматзаки Сафиуллин, Габдульхак Садыков, многими другими мусульманскими учеными и духовными деятелями, сохранившими Ислам в Поволжье в советские годы.

Габдулхак хазрат Саматов положил начало исламскому образованию в Республике Татарстан. Его исторические исследования, проповеди (вагазы), суждения, фетвы, ответы на вопросы, советы, запечатленные в 3-томнике «Шариат» и книге «Религия Ислам среди татар» («Миллэтебездэ Ислам дине») - лишь небольшая часть наследия хазрата.

 

Габдулхак Саматов оставил после себя следующее поколение мусульманских ученых, духовных лидеров, общественных деятелей – своих учеников. Прозвучавшие на конференции выступления раскрывают личность Габдулхака хазрата как педагога, ученого, духовного наставника.

Конференция началось с чтения аятов Священного Корана Рустемом хазратом Валиуллиным. Начальник управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента РТ Ильнур Гатауллин подчеркнул, что личность Габдулхака Саматова – это пример мусульманского священнослужителя и ученного.

Муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тагир хазрат Саматов рассказал о некоторых качествах Габдулхака хазрата, о его богобоязненности и нравственности, терпении, готовности постоянно учиться и делиться знаниями, а также терпеливости, миролюбии. Он подчеркнул, что задача Саматовских чтений – сберечь живые знания предшествующих поколений духовных учителей мусульман Татарстана для подрастающего поколения священнослужителей. Конференция - это повод вспомнить историю татарского народа, имамов, муфтиев ишанов, благодаря усилиям которых Ислам среди татар не исчез в непростые времена, а, наоборот, укрепился и получил дальнейшее развитие.

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин отметил личность Габдулхака хазрата Саматова как пример богобоязненности, усердия в поклонения Аллаху, скромности, отношения к знаниям. Он подчеркнул, что именно усилиями Габдулхака хазрата открылось первое медресе в Российской Федерации. Необходимо хорошо знать историю, духовное наследие своего народа, чтобы суметь ответить на многие вопросы современности.

Первый заместитель Муфтия Татарстана Рустам хазрат Батров выступил с докладом об Исламе 21 века. Жизнь изменилась кардинально. Раньше при отсутствии общеобразовательной системы у татар, имамы были самыми образованными людьми. Они выполняли дополнительно многие другие социальные функции помимо религиозных: учителя, народного врача. На сегодня ситуация изменилась. Какую пользу могут приносить современные имамы? На первое место встает благотворительная деятельность, которая включает умение находить действительно нуждающихся, меценатов, выстраивать и реализовывать схему и логистику процессов, взаимоотношений со всеми вовлеченными сторонами, при необходимости обращаться к квалифицированным специалистам - психологам, врачам, педагогам. Одним из лучших примеров является создание Илдаром хазратом Баязитовым Национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм». «Наша миссия - социальный Ислам», - подчеркнул докладчик.

Директор медресе имени 1000-летия принятия Ислама Ильяс хазрат Зиганшин рассказал о Габдулхке Саматове как настоящем мусульманском ученом, талантливом педагоге, мудром наставнике. Интересен его опыт взаимоотношений с шакирдами. На занятиях Габдулхака хазрата учащиеся, увлекаясь, нередко забывали о перерывах и окончании уроков. Когда ему задавали вопросы, хазрат очень внимательно выслушивал собеседника. Отвечая, он приводил примеры из современной жизни, мог сразу же подобрать ссылки из соответствующих аятов Священного Корана и хадисов. Его ответы были исчерпывающими, отличались глубиной, взвешенностью, не содержали каких-либо категоричных суждений.

Имам-мухтасиб г. Когалым Халиль хазрат Саматов отметил главные черты своего отца - богобоязненность, воспитанность, знания от Аллаха. Габдулхак хазрат посвятил себя работе на пользу людям ради Всевышнего Аллаха. Одновременно он уделял особое внимание вопросу семейного воспитания. Существовала гармония между вниманием, которое Габдулхак хазрат уделял семье и другим людям без ущерба интересов кого-либо. Он поддерживал своих близких, родственников, когда кто-то попадал в тяжелую жизненную ситуацию, всех держал в поле своего зрения, находя для каждого ответы на важные вопросы, ненавязчиво давая очень ценные советы. Стержнем его характера, его человеческих и душевных качеств была искренняя вера в Аллаха.

Проректор по учебной работе медресе «Мухаммадии» Зульфат хазрат Габдуллин рассказал о духовной связи поколений татарских мусульманских ученых. Габдулхак хазрат Садыков, учитель Габдулхака Саматова, получил знания до революции 1917 г в медресе «Мухаммадия». Габдулхак хазрат Саматов стал первым преподавателем-татарином в «Мухаммадие» в 90-х годах 20 века. «Без традиций, воспитания – знания ничего не стоят. Никакой Интернет не может стать хазратом», подчеркнул Зульфат хазрат.

На конференции прозвучали выступления, касающиеся различных аспектов Ислама в Татарстане в историческом, богословском, социальном ключе. Доклад заведующего отделом средневековой истории института истории им. Ш.Марджани АН РТ Ильдус Загидуллин был посвящен правовому статусу мусульманского приходского духовенства Оренбургского магометанского духовного собрания. Журналист Василя Рахимова рассказала о женщинах, ученицах тарикатских шейхов. Выступление доцента института истории КФУ Аскара Гатина было посвящено практике ишанов и мюридов тариката Накшбандия в Волго-Уральском регионе. Заведующий отделом источниковедения Центра исламоведческих исследований Данияр Гильмутдинов рассказал о принципиальных различиях положений мазхаба Абу Ханифы и радвижения Хизб ут-Тахрир. Доклад магистранта РИИ Рустема Фаизова был посвящен традиционному для мусульман Татарстана ханафскому «Тасфиру аль-Хамиди». Сообщение директора школы д. Нижняя Татарская Майна Аксубаевского района РТ, имама мечети Рафика хазрата Насырова касалось исследованию жизни такой исторической личности, жившей в эпоху пугачевских войн, как Бахтияр Канкаев, уроженце деревни Старое Ибрайкино Аксубаевского района - родной деревни Габдулхака Саматова.

В рамках конференции состоялось вручение премии им. Г. Саматова «Рухи мирас» Тагиру хазрату Саматову. Ранее подобные награды были вручены бывшему муфтию Самарской области Вагизу хазрату Яруллину, главному казыю Республики Татарстан Джалилю хазрату Фазлыеву, ректору Российского исламского университета Рафику Мухаметшину.

 

Фарид Батыршин