Имам Самарской Соборной мечети Иршат-хазрат Сафин в интервью "Pro Городу" рассказал о всех тонкостях своей профессии и о разнице в религиях, которая на самом деле не так велика, как кажется.

- Что значит понятие – имам?


- Я – лишь один из имамов Соборной мечети. Имам – это настоятель, предстоятель людей на молитву. Раньше эту должность еще называли мулла. Только это понятие шире. Мулла был хозяином всего квартала, составлял все гражданские акты о рождении и смерти людей. Сейчас же наши обязанности заключаются в ведении молебных служб, бракосочетаний.

- Из каких профессий обычно приходят в служение Ислама?


- Бывает по-разному. Замечу, что сейчас уже реже встречаются какие-то нити преемственности, когда отец или дед служили религии и их потомок пошел по их пути. Возьмем мой пример. Я вырос в обычной деревенской нерелигиозной семье. Родители работали в совхозе, а сам я окончил обычную советскую школу. В те годы в деревне приобщиться к религии было проще, чем в городах, хотя в деревнях мечетей не было, и люди молились в обычных деревянных домах. Почему я пришёл к вере? Думаю, сказалось еще и то, что в нашей деревне был базар, куда съезжались многие религиозные люди, а недалеко от моих родных мест был похоронен святой. Плюс ко всему двое выходцев из нашего села были настоятелями московской мечети. Возможно, все эти факторы собрали во мне религиозного человека. После школы какое-то время я работал в совхозе животноводом, потом отслужил в армии. Уже потом отучился в казанском университете, откуда меня направляли на обучение в Турцию. Обучался в Российском исламском институте в Уфе, а потом оказался в Самаре. - Сколько длится Ваш рабочий день?


- Точно сказать сложно. Обычно иду на первую службу к 6 утра. Первая молитва длится полтора часа. Две молитвы проходят днём. Ещё есть вечерняя и ночная молитва. Но это не значит, что все это время имам занят только молитвами. Полчаса, час тратится на молитву, остальное время мы занимаемся другими делами, общаемся с прихожанами. Больше всего людей приходит в мечеть на обеденный намаз, поскольку утром и вечером у прихожан могут быть какие-то дела. Если же говорить о дне, когда в мечеть приходит больше всего людей, то это пятница. Этот день для мусульман такой же особый, как например, воскресенье для христианина.

- Что можно, а что нельзя делать имаму?


- Ислам намного проще, чем другие религии. Нет какой-то разницы между духовенством и другими людьми. В Исламе нет понятия "мирянин". Так же как, например, нет разграничения на места, где можно молиться, а где нельзя. У христиан есть храмы, а мусульмане могут молиться практически везде, поскольку Пророк говорил, что вся земля – церковь. Имам – это более начитанный, более правильный и благочестивый человек. То есть отличие есть лишь в уровне религиозной образованности. Поэтому имаму можно делать все то же, что и другим верующим. А запреты остаются общими. Например, не допускается монашество, вегетарианство, голодовка.

- Вы общаетесь со служителями других религий?


- Конечно. Ислам – это религия реальности. Пророк сам общался с христианскими епископами, принимал целые делегации. Наоборот, открытость к другим религиям поощряется. Мусульманин, конечно же, может зайти в храм. Не стоит возводить между собой берлинских стен из-за разницы в религии. Людей разных религий все равно объединяет работа и быт. Мы все, в конечном итоге, произошли от Адама и Евы. Общие истоки должны сдерживать нас в спорах. Иногда же на почве веры случаются парадоксальные вещи. Например, в Ульяновске священник выступал против строительства мечети и сказал, что не хочет наблюдать в окно, как мусульмане приносят Богу кровную жертву. Считаю, что такие высказывания не совсем уместны. Да, неправильно разделывать тушу барана у всех на виду. Все же для этого есть определенные места. Но неправильно и поддавать критике строительство мечетей. А если мусульмане будут говорить – не хотим слышать звон колоколов? Зачем все эти споры? К чему хорошему они приведут?

- Почему в Исламе много зеленого цвета?


- Говорить о том, что зеленый цвет – цвет Ислама несколько неправильно. Этот цвет использовался турками-османами во время их шествия, поэтому многие считают, что этот цвет традиционный для всех мусульман. Также не совсем правильно считать символом Ислама полумесяц. Это похоже на ситуацию с татаро-монгольским игом. Татары были штрафной ротой, Чингисхан гнал их впереди своего войска, ведь племя татар убило его отца. И все монгольское войско таким образом стали считать татарским. Наиболее же близки Исламу три цвета: зеленый, белый и черный. Зеленый цвет – цвет изобилия, его много в райском саду, куда стремится попасть каждый верующий. Белый – цвет чистоты, безгрешности. Черный цвет – смиренность, скромность.

- Почему в мечети надо снимать обувь?


- Так принято, чтобы не наносить грязь в чистое место.

- Можно ли верующим есть чипсы с беконом? Среди детей популярны такие вещи.


- Отвечу так. Лучше вообще не есть чипсы и другие какие-либо вредные продукты. Нужно питаться здоровой пищей. Если есть возможность, покупать лучше не в магазине, а на рынке то, что выращено на природе.

- Что нужно сделать верующему мусульманину, если он случайно нарушил какое-то правило? Например, по незнанию съел свинину?


- Покаяться. Это касается любого греха или проступка.

- Верно ли утверждение, что христианство от Ислама отличается еще и тем, что христиане меньше времени уделяют вере?


- Думаю, это утверждение близко к истине. Слышал такие слова и от православных священников. Сам замечал, что в храмы ходят, в общей массе, лишь взрослые женщины и редко встречаются возрастные мужчины и молодые люди, которые пришли к вере. А в мечетях основная часть прихожан, наоборот, молодежь. Даже успешные занятые бизнесмены успевают заехать помолиться на обеденный намаз. Почему так ощутима разница? Думаю, так вышло, потому что Ислам зародился на Востоке и долгое время оставался религией Востока. То есть дольше не менял своих традиций.

- Почему женщины и мужчины молятся в мечети на разных этажах?


- Не обязательно на разных этажах. В одноэтажных мечетях мужчин и женщин разводят в шеренге по разным местам. Женщины идут после стариков и детей. Для чего это нужно? Для того, чтобы человек не отвлекался в процессе молитвы. Это же естественно, когда мужчин привлекают женщины и наоборот. А мечеть – то место, где нужно общаться с Богом, а не отвлекаться.

- Бывали случаи, когда в мечеть заходили нетрезвые люди?


- Внутри не замечал, но рядом с мечетью встречал таких людей. Видел, как люди в странном состоянии сидят возле мечети. Замечал и то, что старушки путают мечеть с храмом и начинают молиться рядом со зданием. К этому нужно относиться спокойно. Можно просто подойти и объяснить, что здесь лучше не находиться.

- Если бы у Вас была возможность исполнить три любых желания, что бы загадали?


- Родиться в мусульманской стране, чтобы раньше прийти к вере и быть к ней ближе. Иметь большую семью и жить в стране с хорошими финансовыми возможностями, чтобы ни в чем не испытывать нужды.

- Что успеваете сделать за 60 секунд?


- Вспомнить часть какой-либо молитвы.

Беседовал Никитин Петр