Татарская слобода

Одним из первых иноземных "районов" Москвы была Татарская слобода, сформировавшаяся в Замоскворечье в районе улиц Большой Татарской и Пятницкой в XIV веке. Там селились выходцы из поволжских татарских княжеств.

Этот район Москвы был выбран татарами не случайно, ведь именно через Татарскую слободу проходил путь в Золотую Орду, о чем красноречиво говорит название улицы Ордынки, которая в те времена была куда длиннее, чем сейчас.

С замоскворецкими татарами связано также название современной улицы Балчуг. Дело в том, что татары активно участвовали в торговой жизни Москвы, центрами которой были районы Охотного Ряда и Китай-города. Но чтобы добраться до этих мест татарам нужно было перебраться через Москву-реку, что можно было сделать в районе Кремля, где река была мелководной, больше похожей на болото. Именно этот брод татары называли "балчех" или "балчых", что означало грязь, топкое место, болото. После за образовавшейся в этом месте улицей и закрепилось название Балчуг.

До наших дней на территории бывшей Татарской слободы на Большой Татарской улице сохранилась самая старейшая из столичных мечетей – Московская историческая мечеть. Изначально, в конце XVIII начале XIX века она располагалась во дворе князя Суламита-мурзы Симинея, но была полностью уничтожена в пожаре 1812 года. Судьба мечети была нелегкой. Взять хотя бы то, что прошение об организации новой мечети мусульманскими купцами было подано в 1816 году, но разрешение было получено лишь семь лет спустя. Мечеть тогда не имела своего здания и располагалась в доме замоскворецкого купца Назарбая Хашалова, да и именоваться мечетью не могла. И только в 1880 году было, наконец, татарская община добилась разрешения строительства минарета и купола.

Однако 1939 году мечеть была закрыта, а минарет – разрушен. В здании мечети в разное время располагались военкомат и всевозможные мастерские. Вновь как мечеть она начала действовать лишь с 1993 года.

Татарские меценаты

В столице имеются и архитектурные свидетельства татарской эпохи, в частности особняки, построенные или принадлежавшие богатым татарским предпринимателям. Одним из видных татарских меценатов Москвы XIX века был Салих Ерзин, которому мусульманское сообщество столицы обязано появлением Соборной мечети, так как именно он взял на себя расходы по ее строительству.

Сам Ерзин с многочисленным семейством в 1880-х годах поселился в знаменитом доме купца и промышленника Петра Губонина в Климентовском переулке, 1.

В районе бывшей Татарской слободы есть особняк, где сейчас располагается Татарский культурный центр. Он связан с именем богатого предпринимателя и нефтепромышленника Шамси Асадуллаева. Благодаря ему в Малом Татарском переулке в 1913 году был построен четырехэтажный дом, который первоначально использовался татарской общиной и стал культурным центром московских мусульман. Дом был оформлен в стиле мусульманской архитектуры. Здесь действовала школа, два мусульманских детских дома, центральная библиотека тюркских народов. В 1917 год здание было национализировано, и лишь в 2003 году вновь передано татарской национально-культурной автономии Москвы.

Улицы и памятники

Памятные места, связанные с татарскими деятелями, появлялись в Москве и в советское время, так на востоке Москвы одна из улиц была названа в честь известного советского революционера Шаймардана Ибрагимова. А на северо-западе столицы в 1980 году был установлен памятник советскому военному деятелю, герою Советского Союза татарину Дмитрию Карбышеву в месте пересечения бульвара его имени и проспекта Маршала Жукова.

В московском районе Орехово-Борисово с 1976 года существует улица имени татарского советского поэта Мусы Джалиля, а в 2012 году на этой улице появился памятник поэту, работы известного скульптора Юрия Злоти.

В 2011 году недалеко от Татарского культурного центра, на Новокузнецкой улице появился памятник великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Автором монумента стал заслуженный художник России Салават Щербаков.