29 ноября 2013 года имам-хатыб мечети рабочего поселка Николаевка Ульяновской области Расим хазрат Аюпов прочитал пятничную хутбу-проповедь в мечети № 1903 г. Кузнецка. Проповедь была посвящена теме единства мусульман как фактор монолитности государства. Предлагаем Вашему вниманию часть этой проповеди.

«Сегодня многие задаются вопросом, почему мусульмане разделены, но, как никогда, при этом, по иронии судьбы, они много говорят о единстве. Всевышний Аллах говорит нам в этой связи: «О вы, которые уверовали! Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните, милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!  Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, - может быть, вы пойдете прямым путем! – и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти – счастливы. И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих – великое наказание» (3:102-105).

Отсутствие единства сегодня – одна из самых главных проблем мусульманской уммы. Мы разобщены и разделены. Наше разделение проявляется везде: на уровне общин, областей, народов.  Мы много говорим о единстве и обсуждаем проблему разобщенности на наших собраниях и конференциях, однако дело не двигается с мертвой точки. Нам не удается работать сообща, хотя этого требует не только наша религия, но и современные условия, в которых живет мусульманская умма. Единство – наша религиозная обязанность. В Исламе это тесно связано с верой. Мусульмане должны быть одной общиной. Чем сильнее их вера, тем крепче узы между ними. Аллах говорит нам в Коране: «Верующие ведь братья» (49:10).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Вы не войдете в Рай до тех пор, пока не уверуете, и вы не уверуете до тех пор, пока не полюбите друг друга. Должен ли я сказать вам, что нужно делать для того, чтобы полюбить друг друга? Желайте друг другу мира», т.е. приветствуйте друг друга словами «ас-саляму алейкум» (Муслим).

Когда мы говорим о сплоченности, то должны помнить о том, что оно не означает единообразия, то есть не означает, что Мы должны походить друг на друга, одинаково есть и одинаково одеваться. Единство также не подразумевает отсутствие какой-либо разницы во мнениях. Все это – различия, но не расхождения. Единство не требует отсутствия разнообразия. Разнообразие – благое свойство, разобщенность же несет вред. Первое является проявлением милости Господа, а вторая – проклятием. И единства можно достигнуть, не жертвуя различиями.

Единство означает общие задачи и общие цели. Среди единого народа есть различные люди, но они решают одни и те же задачи и стремятся к достижению одних и тех же целей. Следует помнить об этих задачах и целях и направлять на них все свои усилия. Когда ради этого объединяются люди различного происхождения, представители различных культур, а также религий, то становятся возможными прогресс и процветание. Однако может быть и обратное: когда представители одной и той же культуры и расы теряют общие цели и общие ориентиры, они приходят к разобщенности и упадку.

Как мусульмане, мы имеем общие моральные и духовные цели. Главная наша цель – достигнуть довольства. Наша окончательная задача – заслужить блаженство в жизни вечной. Нет лучшей причины для объединения. Если мы будем иметь это в виду, то сможем преодолеть любые трудности. Мы не должны препираться по пустякам и тратить время на мелочные споры, проявлять ненависть и зависть друг к другу. Нас не должно беспокоить то, что кто-то из мусульман обладает преимуществом, ведь мы должны руководствоваться не тщеславием и не корыстными интересами, а стремлением снискать довольство Аллаха.

Са’д ибн Аби Вакас передает: «Как-то раз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), идя из Алийя (название места в Медине), подошел к мечети. Он вошел в нее, совершил два рака’ата намаза, а мы следовали за ним. Он долго молился Богу, а потом повернулся к нам и сказал: «Я попросил у своего Господа три вещи. Он пообещал выполнить две мои просьбы, но отклонил третью. Я попросил моего Господа не дать моей умме погибнуть от голода - Он обещал мне это. Я попросил Его не позволить моей умме погибнуть от наводнения - Он обещал мне это. Я попросил Его не дать моим людям сражаться друг с другом - И Он отклонил эту просьбу» (Муслим).

Комментаторы данного хадиса говорят, что это означает, что Аллах будет защищать нашу умму от стихийных бедствий и не будет наказывать мусульман, как предшествующие народы, но что касается междоусобиц, то сами последователи Ислама должны принимать меры к тому, чтобы их не допустить.

Давайте работать сообща для того, чтобы достигнуть единства, и воззовем к Аллаху, чтобы Он вознаградил наши усилия. Аминь…»