8 декабря в Екатеринбурге на базе мечети "Рамазан" Региональное духовное управление мусульман Свердловской области организовало круглый стол, на котором обсуждались наиболее важные вопросы совместного сосуществования в регионе людей, принадлежащих к разным религиям и национальностям. 

Во встрече приняли участие муфтий Равиль-хазрат Мамлеев, имамы мечетей Екатеринбурга и области, общественники и журналисты. Большая группа приехала из города Первоуральск, где сегодня наблюдается достаточно сложная ситуация как в религиозном плане, так и во взаимоотношениях между некоторыми общественными организациями с национальными сообществами.

Как выразились общественники, их задачей в ходе мероприятия было разобраться в некоторых нюансах, связанных с Исламом, которые в настоящее время влияют на многие социальные процессы.

И первый вопрос затронул тему традиционного и нетрадиционного Ислама: какие мусульманские течения на данный момент представлены в Свердловской области.

Муфтий ответил, что на сегодняшний день Свердловская область – одна из самых раздробленных в этом плане, где представлено порядка пяти духовных управлений мусульман. Схожая ситуация сложилась и в Пензенской области. По словам Равиля-хазрата, это наносит огромный урон обществу – верующие всё чаще попадают к "нечистым на руку" организациям.

Отсюда и следующий вопрос гостей о том, каким образом сегодня укрепляются радикалы. Ответить попытались уже несколько представителей уммы, обращаясь, в первую очередь, к истории нашего государства. Ведь на протяжении почти 70 лет советская власть всячески искореняла всё, что связано с религией. Речь идет о незнании людьми обрядов и традиций Ислама. Их, а особенно молодежь, очень легко подвергнуть отступлению от традиционного Ислама (агенты радикалов есть в любой мечети), что приводит к печальными итогам. Кроме того, огромная проблема, по мнению присутствующих, заключается и в том, что молодое поколение черпает почти всю информацию из интернета – а это очень благодатная почва для тех, кто с помощью религии намерен решать свои политические и экономические задачи. Поэтому Равиль-хазрат Мамлеев уверен, что если человек интересуется какой-то религией, особенно Исламом – необходимо искать другие источники информации: имамы в мечетях, Духовное управление, а к Интернету же обращаться в последнюю очередь.

Естественно дальше речь зашла об образовании, ведь, как известно, человек, получивший базовые знания о религии, уже сможет отличить традиционный Ислам от какого-либо течения. Тут гости затронули проблему первоуральской мечети, где духовный наставник получает сомнительное образование. Говорили и о нехватке воскресных школ при мечетях – мектебе, отсутствии медресе в Екатеринбурге, а также о получении высшего образования за рубежом, так как далеко не каждое учебное заведение Турции, Саудовской Аравии и других стран сегодня вызывает доверие у мусульман.

Нельзя в данном случае было не поговорить и о терактах, происходящих на территории нашей страны. Здесь муфтий четко дал понять, что между шахидами – борцами за веру и убийцами и самоубийцами, взрывающими мирное население, нет ничего общего. Рассказал Равиль-хазрат и о таких понятиях, как малый и большой джихад:

"Малый джихад – борьба, которая была во времена Пророка Мухаммеда. Он мог точно определить, что это и есть священная война. Сегодня мы не имеем права сказать, что в Сирии, например – "джихад". Там бандиты навязывают людям свои условия, которые подогреваются из-за океана. Никакого "джихада" там нет – это гражданская братоубийственная война. Мы должны сегодня помнить про главный джихад – когда человек борется со своими страстями и недостатками".

В ходе встречи было развеяно немало стереотипов. Один из них касался поджогов церквей в Татарстане. В муфтияте уверены, что мусульманин бы на такое злодеяние не пошел, ведь в ответ люди могли поджечь мечеть.

Вспомнили и теракт в Волгограде, после которого в мечетях города бросали коктейли Молотова. Участники круглого стола обсуждали тенденцию привлечения в радикальные течения славян. Муфтий сказал, что это делается для того, чтобы отвратить славянское население от мусульман.

Да и то, что сегодня некоторые негативные явления прикрывают межнациональной и межрелигиозной рознью, пришли к выводу собравшиеся, делается для отвода мыслей людей от действительно важных проблем.

То же самое происходит, например, с темой миграции. Гости были настроены на то, что в Екатеринбурге и области есть противостояние между мусульманами-мигрантами и коренными жителями – татарами и башкирами. Представители РДУМ СО эти суждения опровергли:

"Нет никакого противостояния среди нормальных мусульман, исповедующих Ислам. Чем больше мусульман в мечети – тем лучше. Мы должны уходить от стереотипов, связанных с народами Средней Азии. Пока татары и башкиры практически утратили обряд преклонения, хотя и верят в Бога - таджики идут в мечети, помогают строить храмы. Так, имамом мечети на Репина, 42 мы назначили Ишони Мирзо – во всех отношениях прекрасного человека. Просто никакой разницы между идеологией местных мусульман и азиатов – нет".

Интересовало участников мероприятия и то, как умма относится к нарушению закона мусульманами, так как в последнее время все чаще происходят ситуации, когда представители одной диаспоры "стоят друг за друга горой".

На это муфтий незамедлительно ответил, что, во-первых, мусульманин в России должен чтить государственные законы, а, во-вторых, – Ислам предполагает необратимость наказания. Мусульманин не имеет права давать поблажки или лжесвидетельствовать, даже если речь идет о близких, родственниках или же о нем самом. Все это сказано в аятах священного Корана. Этот же закон Ислама автоматически исключает коррупцию.

После двухчасового обсуждения участники встречи попытались определить несколько позиций, благодаря которым сосуществование людей разных религий и национальностей в нашей стране перестанет быть мифом.

Вячеслав Печняк, методист по научно-практической деятельности Центра Традиционной Культуры Среднего Урала:

"У нас изначально было многонациональное государство, а все народы - подданными русского царя. Поэтому Российская Империя в данном случае для нас - это бесценный опыт. А те, кто сегодня говорят, что они русские - не знают ни своей культуры, ни традиций, ни родословной, в конце концов. Такому человеку проще стать радикалом и восполнять эту пустоту принадлежностью к чему-то большому за счет ущемления другого.

А нам видится, что главное - нарожать нормальных детей, прививать культуру в своей семье и работать – больше мы, по сути, ничего не можем. Когда народ держится внутри своей традиционной культуры, у него не возникает вопроса, как сосуществовать с другими. Каждый понимает, что ценности у нас у всех пересекаются".

Также, большинство собравшихся пришло к выводу, что одна их главных проблем современности – это "образ жизни потребителя", что всё чаще встречается среди молодежи. О душе и Боге немногие-то и задумываются, по крайне мере, не раньше, чем о развлечениях, гаджетах, красивой одежде и прочем.

Итог встречи подвел Равиль-хазрат Мамлеев, который напомнил всем, что недаром власти нашего государства сегодня с таким упорством пытаются акцентировать внимание общества на национальной идее. Муфтий привел пример с Европой, где есть внешний лоск, но нет внутренней чистоты, что влечет за собой серьезные последствия:

"Нигде, как в России, нет такой демократии, нигде нет такой чистоты помыслов, где на черное говорят - черное, а на белое – белое. В Европе есть внешний лоск, а внутри такая грязь, которая разрушает человеческие устои, человеческую природу. Россия чиста от этого. Русь - она святая, только мы немножко забыли об этом, но надо вспомнить эти традиции и показать всем пример".

Все участники также подчеркнули, насколько важно проведение такого рода круглых столов и конференций. И сейчас уже идет обсуждение темы новой встречи, на которой представители РДУМ СО будут рады увидеть ещё больше представителей общественных организаций, а также диаспор и общин народов, проживающих в области.