Муфтий города Москвы и Центрального региона Альбир хазрат принял участие в работе Первого Московского международного форума «Религия и Мир», организатором данного форума выступил Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы под руководством Юрия Владимировича Артюха.

"Это первый межконфессиональный форум, проводимый государственной властью с начала 90-х годов в столице", - рассказали в московском департаменте.

Мероприятие было очень представительное, его участниками стали более 400 человек: эксперты в сфере межконфессиональных отношений из 40 российских регионов, а также стран Европы и США, представители основных религий и конфессий, государственные и общественные деятели, представители региональных органов законодательной и исполнительной власти.

Принял участие на данном форуме и председатель Духовного Управления Мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият», муфтий Альбир хазрат Крганов.

В экспертной сессии №1 «Государства и религии. Общественно – политические, правовые, фактические формы сосуществования» Альбир хазрат выступил с докладом на тему «Турция. Роль ислама в светском государстве». Ниже предлагаем Вашему вниманию тезисы выступления муфтия.

Уважаемые участники конференции!

Сегодня мы рассматриваем достаточно сложную проблему взаимоотношений государства и религии, сложившиеся в мире модели взаимодействия государства и религии в общественном пространстве. И в этом отношении, надо отметить, что опыт современной Турции имеет свои особенности, на которые мне хотелось бы в рамках своего выступления обратить Ваше внимание.

Турецкая Республика играет важную роль на международной арене и в исламском мире, Россия поддерживает с ней тесное сотрудничество.

Президент России Владимир Путин направил Президенту Турецкой Республики Абдуллаху Гюлю и Премьер-министру Турецкой Республики Реджепу Тайипу Эрдогану поздравительные телеграммы по случаю 90-й годовщины провозглашения Турецкой Республики.

Глава Российского государства отметил, успехи Турции в экономическом, социальном, научно-техническом и культурном развитии, укрепление позиций страны на мировой арене и подчеркнул дружественный, партнёрский характер отношений, сложившихся между Россией и Турцией, расширение конструктивного политического диалога, реализацию крупных совместных проектов в торгово-экономической, энергетической и инфраструктурной областях, взаимодействие в различных многосторонних форматах.

Президент России выразил уверенность в дальнейшем расширении взаимовыгодного сотрудничества и партнёрского взаимодействия в решении актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня в интересах народов двух стран, в русле укрепления международной стабильности и безопасности.

Уважаемые коллеги! В русле такого перспективного и динамичного общего сотрудничества нам интересен и турецкий опыт взаимодействия светского государства и правящей исламской партии. И здесь сложилась интересная ситуация. Прежде всего, отметим, что действующая Конституция Турецкой Республики (преамбула, статьи 1-11) утверждает светские начала государства и демократические принципы государственности, заложенные первым президентом Турции Кемалем Ататюрком.

После 500-летнего исторического османского исламского государства, в ХХ веке Турция стала первым государством, , принадлежащим к исламскому миру, где религия была полностью отделена от государства, а ислам был законодательно ограничен сферой личной жизни. 3 марта 1924 года в Турции было учреждено «Диянет эшлере башканлыгы» Управление по делам религии как государственный орган при правительстве республики. Тогда муфтий являлся третьим по рангу после президента и премьера фигурой в стране, но уже в 1928 г. по указу президента Турции из Конституции новой страны было вычеркнуто положение, согласно которому ислам выступал государственной религией. Потом, в 1937 году, за год до смерти Кемаля Ататюрка, в Конституции появился принцип светскости, исключающий любую возможность использования норм шариата. Страна стала развиваться как светское государство. Но почему же мы говорим о правящей исламской партии?

Напомним, что в Турции сейчас проживает более 73 млн человек, около 90% населения говорит на турецком языке. Преобладающий этнический состав Турции – турки, исповедующие суннитский ислам.(10 млн турков проживают в Европе из них 3,5 в Германии).

Что же касается многопартийности и правящей партии, то в современной Турции с 2002 года власть принадлежит Партии Справедливости и Развития (ПСР) во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом.. На выборах 2011 года она набрала 49,95%. И здесь необходимо обратить внимание на следующее. Партию Справедливости и Развития по проводимой политике эксперты относят к умеренно исламской партии. Но в ее партийной программе не содержатся положения со ссылками на Коран, шариат и т.п., и она не зарегистрирована как исламская партия. Таким образом, по чисто формальным признакам партию нельзя называть исламистской. Но, тем не менее, в общественном пространстве она позиционируется как умеренно исламская партия.

С другой стороны, основной оппозиционной партией является Народно-Республиканская партия, поддерживающая светские основы государства и идеи первого президента Турции Кемаля Ататюрка в их первоначальном виде. На выборах 2011 партия заняла второе место с 25,94% голосов.

Также важным игроком политической арены Турции является ультраправая Партия Националистического Действия, которая на выборах 2011 года заняла третье место с 12,98% голосов и позиционирующая себя как главный оплот национально-патриотически настроенных граждан. Рост голосов за данную партию наблюдается во время роста террористических выступлений и угрозы национальной безопасности. Такая партийная структура отражает своеобразие социального состава населения, внутренней обстановки и состояние религиозной исламской ситуации в стране с наличием крепких исламских традиций.

Истоки и своеобразие взаимоотношений светского государства и правящей, по сути, исламской партией надо искать в историческом пути развития Турции и особенностях ее новейшего периода развития.

Если посмотреть в недалекое прошлое, то исследователи отмечают, что принцип светскости и лаицизма (для сведения: лаицизм – это движение за освобождение общества от влияния религии и создания светского государства, проявило себя преимущественно во франкоговорящих странах и регионах Бельгия, Франция, Швейцария) проводился Ататюрком достаточно жестко, агрессивными методами, то есть без учёта культурных, религиозных и исторических традиций и реалий. Как и большевики, они перепутали светскость с атеизмом. Следовало учитывать многовековые исламские традиции, которые сохранялись в жизни народа, особенно в сельской местности. В то же время, Ислам, оставшись без статуса государственной идеологии, был ослаблен и вытеснялся из публичного пространства. Однако, ввиду крепких исламских культурных и исторический позиций в обществе, в результате этой реформы в стране произошел раскол по линии периферия (традиционная провинция) – центр (современные города). В ответ на религиозные исламские потребности значительной части населения появилось исламское движение, которое политическими, легальными и нелегальными средствами стремилось выразить недовольство проводимой политикой со стороны религиозно настроенных групп населения.

Результаты проявили себя и уже в середине ХХ века, после либерализации политической жизни Турции, появились исламские партии, которые начали достаточно активно теснить своих конкурентов (центристов, националистов), пользуясь поддержкой значительной части электората. В среде исламистов с 1960-х годов начала формироваться собственная контрэлита, способная объединить вокруг себя народные массы.

Достаточно вспомнить, что в 1970 г. Неджметтин Эрбакан создал Партию национального порядка, которая в своей идеологии объединила религию и политику, потом была запрещена, восстановилась после неоднократных запретов как Партия Национального Спасения, потом как партия Рефах и как партия Фазилет. Причины запрета исламистских партий в новейшей истории Турции в судах трактовались однозначно – посягательство на конституционный принцип светскости и использование религии в политических целях.

Ученые и эксперты, отмечают, что корни «исламского ренессанса» в светской современной Турции следует искать в жестком подходе к проведению к реформ Ататюрка, не учитывающем культурно-духовную среду и традиции. Желание радикальных реформаторов перестроить новую республику по западному образцу и разорвать религию и политику в Турции привело к настоящей ломке национальной, культурной, духовной и религиозной жизни общества. Полный отказ от традиций и духовно-культурного наследия, атеитизация и запрет ношения традиционной одежды болезненно воспринималось большинством турецкого населения, не переставшего следовать в своей повседневной жизни нормам ислама.

В светской Турции 99% мусульман, поэтому преодолеть влияние религии в общественной среде невозможно, а учитывать интересы верующих необходимо. Отметим предварительно, что светское государство не должно быть атеистическим государством, это разные понятия. (Следует сказать, что понятия светскости в Турции и в Европе разные).

Внутренняя обстановка характерна тем, что в партийно-политической жизни Турции партии не оспаривают конституционный принцип светскости государства, но затрагивают различные вопросы, связанные с религией, а избиратели в своих политических пристрастиях и на выборах учитывают степень религиозной приверженности партий и их позицию, связанную с защитой прав верующих и их интересов в общественном пространстве. Проводить же сильную экономическую политику и международный курс без прочной социальной базы и поддержки населения очень трудно. Поэтому правящая партия фактически превращается в умеренно исламскую в поисках поддержки населения, в поисках правильной адекватной модели политики, выстраивания отношений государства и религии в общественном пространстве. В светской Турции ислам сохраняет свои позиции в народном сознании и жизни и оказывает растущее влияние на политику государства.

Современные события указывают, что общество Турции находится на стадии глубокого переосмысления идейного наследия Ататюрка с учетом действия религиозного фактора и иных обстоятельств. Опыт новейшей истории Турции показывает и позволяет сделать несколько выводов:

- реформаторы всегда должны опираться на исторически сложившиеся цивилизационные основы общественного и государственного развития, систему отечественных базовых духовно-нравственных ценностей;

- нельзя ставить знак равенства между светским и атеистическим государством;

- требует дополнительного исследования политико-правовое, теоретическое и духовно- нравственное содержание секулярного, светского и атеистического в теории и практике;

- в светском государстве религия отделена от государства, но не от общества;

- надо признавать гарантировать право человека на свободу совести и вероисповедание;

- в условиях глобализации и духовно-нравственного кризиса возрастает роль традиционных религий, базисных духовно-нравственных ценностей общества;

- политизация религии, ее использование для оправдания экстремизма и терроризма, разрушения государственности недопустимы, это наносит вред интересам личности, общества и государства;

- религиозный фактор должен учитываться в политике государства;

- изучение зарубежного опыта требует творческого осмысления, его использование позволяет минимизировать действие негативных факторов и издержек собственного развития.

Сегодня правящая партия во главе с премьер-министром Эрдоганом учитывает роль религиозного фактора в жизни общества, пытается опираться на религиозные традиции, защищает исламские принципы в общественном пространстве и вносит соответствующие коррективы в реализацию внутренней и внешней политики Турции. Это придает ей гибкость и эффективность, неоднократную поддержку избирателей на выборах, дает возможность успешно проводить курс на модернизацию экономики, либерализацию общественной и политической жизни страны, обеспечивает позиционирование Турции в качестве регионального лидера и активного субъекта международной жизни.

Уважаемые участники форума! Завершая свое выступление, хочу отметить, что на четвертом заседании Совета сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией 22 ноября 2013 года были достигнуты новые важные договоренности взаимовыгодного сотрудничества между странами в разных сферах. Нам важен и гуманитарный опыт Турции, опыт взаимодействия светского государства с правящей исламской партией, опыт сохранения исламских ценностей и их использования на благо общества.

Спасибо за внимание!