Большой резонанс в мусульманском сегменте социальных сетей вызвали сообщения о пытках, которые могли быть применены в отношении мусульман, подозреваемых в недавних поджогах церквей и ракетном обстреле "Нижнекамскнефтехима". Сейчас прокуратура Республики Татарстан проводит проверку этой информации. В своей очередной статье, подготовленной специально для "БИЗНЕС Online", первый заместитель муфтия РТ Рустам-хазрат Батров отмечает, что организаторов и исполнителей резонансных преступлений ошибочно связывать с Исламом. Однако, по его мнению, кем бы ни были подозреваемые, пытки по отношению к ним ни под каким оправданием нельзя допускать - зло надо пресекать, а не тиражировать.

В последнее время в мусульманском сегменте социальных сетей идет массированный вброс информации о том, что мусульман в Татарстане подвергают притеснениям. Речь идет о пытках, которые, согласно данным сообщениям, применялись со стороны правоохранительных органов в отношении задержанных в рамках уголовного дела по недавним поджогам церквей и попытку обстрела ракетами "Нижнекамскнефтехима". За этими информационными атаками стоят активисты политической секты "Хизб ут-Тахрир", которая в ряде стран, в т.ч. и в России, признана экстремистской. В основном эта секта собирает под свои знамена обычных крикунов и несостоявшихся в жизни аутсайдеров. Однако они кричат от имени мусульман, чем иногда приводят несведущих людей в замешательство. К тому же не стоит недооценивать влияние социальных сетей на происходящие сегодня общественные процессы. Итак, давайте разбираться, что же происходит на самом деле. Перед нами тезис: "Задержанных мусульман пытают".

Данный тезис состоит из двух частей:

- задержанные - мусульмане;

- их пытают.

Начнем с последнего и с самоочевидных вещей. Пытки недопустимы. Ни под каким предлогом! И если полицейские позволяют себе пытать задержанных, как это было в ОП "Дальний", то они точно такие же бандиты, как и те, с кем они сами призваны бороться. У нас нет презумпции невиновности человека в погонах. Пытки - это преступление, кто бы их ни совершал. И все мы без исключения должны стоять на страже человеческого достоинства. Кстати, именно поэтому сразу после поступления в Духовное управление мусульман Республики Татарстан обращения от родственников задержанных с информацией о физических издевательствах, муфтий Камиль-хазрат Самигуллин сначала письменно обратился к прокурору РТ Илдусу Нафикову с просьбой проверить данную информацию и обеспечить соблюдение законности, а потом и лично встретился с ним. На следующий же день после обращения муфтия прокурор взял расследование уголовного дела под свой личный контроль. Мы также довели все просьбы и жалобы родственников задержанных, изложенные ими в письме, и до руководства правоохранительных органов в Чистополе и Нижнекамске, лично зайдя в те кабинеты, куда самим родственникам попасть непросто.

Кто-то может осудить ДУМ РТ, мол, зачем вы откликаетесь на подобные обращения? Ведь не исключено, что задержанные на самом деле являются теми преступниками, кто через поджоги церквей хотел начать межнациональные столкновения в нашей республике, а через подрыв "Нижнекамскнефтехима" - поставить под угрозу жизни тысяч ни в чем не повинных людей. Отвечу: даже если они виноваты в совершении данных, действительно страшных преступлений, пытки при расследовании уголовного дела остаются недопустимыми. Иначе мы будем играть в игры Дьявола, ибо зло начнет порождать другое зло. А это неприемлемо. Зло должно пресекаться, а не самотиражироваться в закручивающемся вихре насилия и разрушения.

Теперь вернемся к первой части вбрасываемого тезиса: "Задержанные - мусульмане". И вот здесь многие начинают путаться. Мы все часто говорим: "Преступник не имеет ни национальности, ни религии". Однако в данном конкретном случае нас пытаются заставить забыть об этой очень важной истине.

Почему преступник не имеет отношения к религии? Да потому что ни одна религия не мотивирует людей на совершение злодеяний. Так, Ислам не на словах, а на деле предписывает уважительное отношение к христианам. В Коране они, наряду с иудеями, даже почтительно именуются как ахль аль-Китаб, т.е. "люди Писания/Библии". И это уважение выражается в целом ряде практических норм. Например, согласно Корану, мясо животного, зарезанное с именем Божьим рукою "человека Библии", является халяль, т.е. дозволено в употребление мусульманам. Более того, по исламским канонам, мусульмане могут даже создавать семьи с христианками. Не мне судить, дозволяют ли православные каноны аналогичным образом венчаться на мусульманках, но Ислам в этом вопросе предельно однозначен: христиане - это очень близкие для нас люди. Не случайно, по свидетельству русского историка Худякова, еще до прихода Ивана Грозного (!) в Казанском кремле стояла христианская церковь.

Возможно, поджоги церквей - это происки исламских радикалов? Такой вопрос возникает, наверное, сегодня у многих. И, видимо, на подобную реакцию и рассчитывали поджигатели православных храмов.

При всем моем неприятии какого бы то ни было радикализма, тем более мусульманского, я должен констатировать следующее. Среди радикалов действительно есть и "джихадисты", которые руководствуются искаженными нормами средневекового понимания шариата и потому готовы взяться за оружие против мирных людей. Однако согласно этим нормам, даже во время джихада нельзя делать несколько вещей: убивать женщин, стариков, детей, священнослужителей, жечь плодоносящие деревья и разрушать храмы других религий.

Другими словами, для исламских милитаристов также есть табу на поджог церквей, хотя по большому счету им вообще нет до них дела, ведь на практике подобные радикалы, помимо светских людей, воюют прежде всего с самими мусульманами, а не с христианами. На Кавказе, например, десятки имамов и религиозных учителей Ислама пали от рук террористов, выступающих под мусульманскими знаменами. У нас, в Татарстане, они совершили покушение в прошлом году также исключительно на мусульманских религиозных лидеров. И все дело здесь в том, что псевдоисламской проповеди радикалов мешают не христиане, а в первую очередь образованные мусульмане, которые не дают им искажать подлинное учение ислама и тем самым вовлекать в свои экстремистские группировки несведущих людей.

В свете сказанного необходимо признать, что если церкви и подожгли те, кто относит себя к мусульманам, то это они сделали не потому, что их мотивировал Ислам, а совершенно по другим причинам. Ислам, в том числе и в его радикальных трактовках, не призывает жечь церкви. Поэтому истоки совершенных злодеяний надо искать не в Исламе, а в совершенно других факторах.

Утверждая же, что подозреваемые являются мусульманами, сектанты "Хизб ут-Тахрир" тем самым пытаются увести разговор в сторону, бросить тень подозрений на всех мусульман и тем самым инициировать социальную напряженность в межрелигиозной сфере. Задержаны не мусульмане, а подозреваемые. Подозреваемые в зловещих преступлениях. При этом они могут быть кем угодно: собирателями марок, заядлыми рыбаками или любителями пива. Но их задержали не за это, а совершенно по другим, известным следствию основаниям.

Государственные органы не раскрывают информацию о задержанных. Однако чистопольцы, с которыми мне довелось встречаться, рассказывают факты, которые сложно уложить в навязываемые нам "Хизб ут-Тахриром" схемы. Так, за плечами многих подозреваемых весьма серьезное уголовное прошлое. Двое отбывали сроки за махинации с цветметом, третий попал на "зону" за сбыт фальшивых купюр, а еще один "сидел" шесть лет за участие в групповом изнасиловании. Все эти факты активисты "Хизб ут-Тахрир" умышленно оставляют за скобками. Их задача - не разобраться в действительности, не донести до людей правду, а навязать нам только одну единственную мысль, что преследуют именно невинных мусульман, Божьих одуванчиков, и тем самым спровоцировать волну ответного негодования.

Значит ли это, что задержанные в силу своих прошлых грехов должны быть признаны виновными в поджоге церквей? Вовсе нет! Значит ли это, что их можно пытать? Нет! Значит ли это, что можно говорить, что они, например, собиратели марок или мусульмане? Нет. К делу это не имеет никакого отношения.

Вполне может оказаться, что подозреваемые окажутся невиновными. Насколько я знаю, им до сих пор даже не предъявлено никаких официальных обвинений. И не все из них уголовники, в отношении некоторых нам чистопольцы давали очень светлые, позитивные отзывы, хотя при этом и оговаривали, что многие из тех, кого упоминают в интернете в связи с расследуемым уголовным делом, не появлялись в мечетях и жили обособленной от них жизнью. И даже если из подозреваемых кто-то и был номинальным прихожанином, это еще не означает, что подлинная вера проникла в его сердце. А только такая вера и может удержать человека от совершения страшных злодеяний. Кто руководствуется Исламом никогда не будет жечь церкви.

Еще раз повторюсь: кем бы ни были подозреваемые, пытки ни под каким оправданием нельзя допускать. И вот теперь возникает вопрос: с каким отношением к жизни они выйдут на свободу, если в ходе следствия действительно были подвергнуты моральным унижениям и физическим издевательствам? Именно так и создаются обозленные на весь мир люди, которые и становятся впоследствии террористами.

Впрочем, внутренняя проверка, которая сейчас ведется в МВД, покажет, были ли нарушения закона его блюстителями или это один из способов уйти от ответственности, которым нередко пользуются опытные преступники. Все тайное рано или поздно становится явным.

Рустам-хазрат Батров

первый заместитель муфтия РТ,

член Общественной палаты РТ