Одна из красивейших мечетей Сибири, мечеть «Мунира», открытая пять лет назад, сегодня является одной из визитных карточек Кемерова по­настоящему и стала центром притяжения верующих всех возрастов, национальностей и профессий. Муфтий Кемеровской области Тагир­ хазрат Бикчантаев рассказал газете "Ислам минбэре" о деятельности ДУМ Кемеровской области. 

— Тагир-хазрат, как создавалось Духовное управление мусульман Кемеровской области и сколько общин оно объединяет в настоящее время?

— С именем Аллаха Милостивого и Милосердного. Первые религиозные организации в новейшей истории начали появляться в начале 1990?х годов. По мере регистрации мечетей, мусульманские организации входили в состав того или иного Духовного управления вне Кемеровской области, ввиду того, что не было централизованной организации, которая объединяла бы все мечети области, а точнее не было на то Воли Всевышнего.

В 1999 году началось строительство новой большой Соборной мечети в Кемерово — главной мечети в областном центре. Власти выделили прекраснейший участок в городе, рядом с парком — на одном из центральных проспектов. Строительство продолжалось почти 9 лет, мечеть «Мунира» была открыта в октябре 2008 года. С ее открытием назрел вопрос создания Духовного управления мусульман, которое сплотило бы мусульманские организации области. Их тогда было в регионе порядка шести. В 2009 году на базе Соборной мечети «Мунира» было основано ДУМ КО, в настоящее время в его состав входит 19 местных мусульманских религиозных организаций и одна организация сейчас находится на стадии регистрации.

— ДУМ Кемеровской области славится большой работой в молодежной среде.

— Деятельность ДУМКО направлена на реализацию прав верующих — свободу исповедания ислама, совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний, воспитание верующих в традиционном учении ислама и духовного единства, содействие возрождению и популяризации в обществе мусульманских духовных ценностей, воспитание молодежи на основе мусульманского мировоззрения, укрепление институтов семьи, материнства и детства, добрых отношений с другими религиозными организациями, искоренение социальных пороков общества.

Кроме совершения постоянных религиозных обрядов регулярно проводятся различные общественные мероприятия для мусульман. При ДУМ работает молодежное собрание, которое занимается разработкой и организацией различных молодежных и детских мероприятий, активно взаимодействует с домами-интернатами и детскими приютами. А также, в рамках благотворительных акций, организуются детские праздники для детей из приютов и для детей прихожан Соборной мечети.

Проводим городские и областные конкурсы на знание основ ислама, состязания в формате «Брейн-ринга». В период майских праздников 2013 года в стенах Соборной мечети состоялся Мусульманский молодежный форум, основной целью которого стало знакомство молодых мусульман друг с другом, с духовно-культурным центром. Форум собрал молодых людей из разных городов Кемеровской области, из Томска и Новосибирска.

В Соборной мечети постоянно проходят экскурсии для детей, подростков, студентов и преподавателей различных учебных заведений, представителей многочисленных организаций и гостей города. Также, с целью знакомства с исламской культурой, регулярно проводятся, так называемые, «дни открытых дверей», когда для всех желающих проводятся экскурсии по мусульманскому храму.

— Ведется ли у Вас строительство новых мечетей, открываются ли новые молельные дома?

— Сегодня в мусульманских религиозных организациях Кемеровской области имеется 11 мечетей — в городах Кемерово, Киселевск, Березовский, Анжеро-Судженск, в Прокопьевском муниципальном районе, Осинниках, Новокузнецке, Сарсазе. Есть две старинные мечети XVIII–XIX века в деревне Теплая Речка Ижморского района и еще одна в Юрт-Константиновке Яшкинского района. Строятся три новые мечети — в Теплой Речке, в Ленинске-Кузнецком и в деревне Зимник Юргинского района. В области имеется 8 молельных домов.

— Вы упомянули о нескольких татарских селах в области. Как сегодня в них протекает жизнь, сохраняется ли язык, культура, религия?

— В Кемеровской области насчитывается более десяти татарских деревень. Проблема сегодняшнего упадка сельского хозяйства отражается и на этих населенных пунктах, как и во всей стране. Поэтому молодежь старается выехать из деревни и обустраивает свою жизнь в городах, а на селе остаются люди преклонного возраста. Надо отметить, что в татарских деревнях как говорили, так и говорят на родном языке и сохраняют свою культуру и обычаи. В некоторых селах сейчас имеются мечети, в некоторых ведется восстановление старых или строительство новых. Но это тоже является нашей задачей — построить духовно-культурные сооружения в местах компактного проживания татар.

— У Вас строятся мечети, а как ведется подготовка имамов?

— Наверное, я буду прав, если скажу, что сегодня вопрос кадров, является очень напряженным для всех общин России — не составляет исключение в данном вопросе и наша область. К сожалению, дефицит имамов имеет место быть и у нас. Конечно, мы надеемся, что когда, по воле Аллаха, у нас будет свое учебное заведение, мы сможем решить этот актуальный вопрос.

С самого момента создания из задач ДУМ было заявлено повышение уровня знаний имамов. По мере возможности мы проводим встречи, совещания, на которых рассматриваются различные вопросы в сфере образования и самообразования. В настоящее время 5 наших имамов и порядка 25 мусульман области обучаются в исламских учебных заведениях Казани.

— А как вы сами пришли на духовную стезю и где получили образование?

— Я родился в селе Сар-Саз Юргинского района Кемеровской области, основанном более ста лет назад переселенцами из Татарстана и Башкирии. Деревня наша находится в пригороде районного центра — города Юрги. Еще со времени своего основания — в царское время, в Сар-Сазе была построена мечеть, которая просуществовала до революции. Муллой в ней служил Шагабутдин Бикчантаев, переселившийся с семьей из села Алькеево — в Татарстане.

Мне было лет десять, когда мой дедушка Загидулла — имам Сар-Саза, заболел, попал в больницу, и родители отправили меня жить в его дом, помогать бабушке по хозяйству. В доме у дедушки, я впервые увидел книжки с текстами молитв. Это были книги «Гибадат Исламия» и «Ислам дини йолалары». Мне стало интересно. Я стал читать их, что было непонятно — спрашивал у бабушки. Далее религиозные знания я получал в медресе в селе Ембаево Тюменской области, в медресе при Соборной мечети г. Новосибирска. В 17 лет — в 1997 году был официально избран имамом мечети села Сар-Саз Кемеровской области, поскольку к этому времени уже выполнял все функции служителя мечети. В 2001 году я поступил в Российский исламский университет, а через год в Международную Исламскую Академию «Аль-Азхар» в Каире, где получал образование до 2007 года.

С 2007 года был имам-хатыбом мечети села Сар-Саз. Меня приглашали проводить пятничные проповеди в Кемерово. В ноябре 2008 года был избран имам-хатыбом Соборной мечети «Мунира» и стал первым заместителем муфтия области. 7 ноября 2009 года был избран муфтием Духовного управления мусульман Кемеровской области.

— Каковы планы ДУМ КО на будущее?

— Одной из приоритетных наших задач является обеспечение мусульман необходимой социальной инфраструктурой. Сейчас ведется работа по организации мусульманских кладбищ. Налаживаем работу с производителями халяльной продукции в области. В этом году запланировано провести ряд мероприятий совместно с ФСИН РФ по Кемеровской области.

Работы много и отрадно осознавать, что деятельность нашего духовного управления приносит результаты. Кто-то стал прихожанином мечети или молельного дома, кто-то отошел от пагубных привычек и стал вести здоровый образ жизни, приблизившись к вере, кто-то обрел помощь и поддержку в мусульманской общине, кто-то научился читать Священный Коран. Наши мечети работают, встречают людей в любое время, а священнослужители стараются удовлетворить нужды каждого пришедшего сюда. Традиции веры на нашей земле не утеряны — они возрождаются, укрепляются и продолжатся в будущих поколениях наших мусульман.

Беседовала Нина Зотова
Газета "Ислам минбэре"