Имамы Регионального духовного управления мусульман Пензенской области   приносят слова соболезнования родным, друзьям и близким Хамзи хазрат Апанаева, покинувши этот свет 9 января 2014 года и перешедшей в мир иной. Разделяем их горе и молим об упокоении его души и ниспослании ему милости от Всевышнего Аллаха.

Хамзя хазрат навсегда останется в сердцах имамов: достойным имамом, мудрым человеком.

Каждый из нас, кто знал Хамзю хазрата, прочтет и свои молитвы в память о ней. Да ниспошлет Всевышний милость Свою и дарует ему прощение Свое и удостоит ее заслуженного места в Мире Вечном.

Мы разделяем горе и пребываем в молитве о умерших и погибших. Мы молимся о здоровье тех, кому Всевышний Аллах сохранил земную жизнь.

Хамза хазрат Апанаев родился 10 января 1920 года (по словам сестры – в 1919 году) в селе Могилки (ныне с. Октябрьское) Неверкинского района Пензенской области в многодетной крестьянской семье. Окончил 4 класса местной школы и одновременно 2 года обучался в начальном медресе, которое организовала жена мулла в своем доме. Изучал там Коран и Сунну, а также освоил арабскую письменность (свободно писал и читал).

Осенью 1938 года был призван на действительную военную службу и направлен в группу войск, находящуюся в Монголии. В это время там заканчивались военные действия с японцами на реке Халхин-Гол. Непосредственно в военных действиях ему участвовать не пришлось, т.к. японцы уже были разгромлены, но напряженность противостояния продолжалась. Все это сказывалось на тяжелых условиях службы. Годы службы в Монголии (в месте Баян Тумен), Хамаза Хусаинович вспоминал до конца жизни, помнил фамилии командиров – от отделения до полка.

Началась Великая Отечественная Война. Осенью 1941 года, в связи с тяжелой обстановкой на фронте, войска из Монголии и Сибири были направлены под Москву. Участвовал в боевых действиях в составе Калининского фронта, где в ходе очередной атаке в мае 1942 года получил тяжелое пулевое ранения в правую руку. После 3-х месячного лечения в госпитале г. Чебаркуль Челябинской области, Хамза Хусаинович был направлен в запасной полк, где обучал новобранцев владению стрелковым оружием.

В августе 1942 года с очередной маршевой ротой был направлен в 122-ю стрелковую дивизию Сталинградского фронта. Во время развернутой атаки полка 23 сентября 1942 года Хамза Хусаинович получил тяжелое осколочное ранение в ту же руку. Потерял сознание, однополчане, приняв его за погибшего, взяли у него документы, а командование отправило похоронку его родителям. Но… он остался жив, когда пришел в сознание, нашел силы доползти до дороги, где его и подобрала санитарная машина. Из полевого медсанбата его доставили в эвакогоспиталь г. Камышин, а потом в г. Казань, где в течении 8 месяцев проходил реабилитацию.

Всю свою жизнь он благодарил врачей, которые смогли сохранить ему руку. После лечения Хамза Хусаинович был комиссован и отправлен домой на доздоравливание. Комиссован был в 1943 году. До сих пор в книге Памяти г. Волгограда Хамза Хусаинович числится погибшим.

Пошли трудовые будни. Работал в колхозе в начале на легких работах из-за ранения. В 1945 году он женился на девушке, которая приехала в гости в марте 1941 года из г. Баку и не смогла вернуться домой из-за войны. Пошли дети. Годы послевоенные были голодные. Надо было поднимать детей. Не смотря на ранение, работал очень много. Освоил профессию плотника, затем столяра. Организовал в колхозе бригаду плотников, которая строила различные хозяйственные объекты. Дети росли, росли и заботы. Хамза Хусаинович был очень трудолюбивым, честным и порядочным человеком. Все эти качества он старался прививать своим детям. Все его 8 детей выросли достойными людьми, создали свои семьи, достигли успехов.

Поскольку Хамза Хусаинович пользовался уважением у односельчан в 1988 году, еще в советское время, его избрали муллой в своей махалле с.Октябрьское. Почти четверть века он безупречно служил Аллаху. Все эти годы он был рядом с людьми, разделял с ними горе и радость. И, поэтому, в качестве имам-хатыба, он заслужил еще большее уважение и почтение у своих односельчан. Хамзя хазрат  был истинным мусульманином. При чтении Корана, молитв, проведении проповедей и всех религиозных обрядов он строго придерживался принципов традиционного ислама и категорически отрицал экстремизм и насилие.