По единодушному мнению улемов, рукопожатие при встрече соответствует сунне. Сообщается, что Абу-ль-Хаттаб Катада сказал: (Однажды) я спросил Анаса, да будет доволен им Аллах: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники посланника Аллаха, ?» – и он сказал: «Да».(Бухари).

Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывавший о своём покаянии, сказал: «…что же касается Тальхи бин ‘Убайдуллаха, то он вскочил (со своего места), бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня». (Бухари,Муслим). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Когда (к нам) прибыли йеменцы, посланник Аллаха, сказал: «К вам приехали йеменцы, которые первыми стали пожимать друг другу руки».(Абу Дауд). Аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, сказал: «Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки, (их прегрешения) обязательно прощаются им ещё до того, как они расстаются друг с другом».(Абу Дауд,Ибн Маджа,Тирмизи). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Один человек спросил: «О посланник Аллаха, должен ли кто-нибудь из нас кланяться своему брату или другу, когда он встречает его?» Пророк,  сказал: «Нет». (Человек) спросил: (Человек) спросил: «А брать его за руку и пожимать её?» – и пророк, сказал: «Да».(Ибн Маджа,Тирмизи). Сообщается, что ‘Ата бин ‘Абдуллах аль-Хурасани сказал: Посланник Аллаха, , сказал мне: «Пожимайте друг другу руки, и исчезнет злоба, делайте друг другу подарки, и вы станете любить друг друга, а ненависть исчезнет». Малик в своей книге “Аль-Кава‘ид” шейх и имам Абу Мухаммад ‘Абд ас-Салям упоминает о том, что нововведения в религиозных делах подразделяются на пять видов: обязательные /ваджиба/, запретные /мухаррама/, неодобряемые /макруха/, желательные /мустахабба/ и дозволенные /мубах/. Он сказал: «Примером дозволенных могут служить рукопожатия после молитв, а Аллах знает об этом лучше». Пожимая руку человеку, желательно улыбаться ему, молить Аллаха о том, чтобы Он простил его, и обращаться к Нему с другими мольбами. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, сказал мне: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом». Муслим Передают со слов аль-Бара бин ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если двое  верующих встретятся, пожмут друг другу руки и улыбнутся, (проявляя) дружелюбие и доброжелательность, грехи, которые они совершили по отношению друг к другу, осыпятся с них, (как осыпаются листья с деревьев)». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, сказал: «Если два мусульманина встретятся, пожмут друг другу руки, воздадут хвалу Аллаху Всевышнему и попросят (Его) о прощении, Всемогущий и Великий Аллах простит их». Ибн ас-Сунни и Абу Дауд.  Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, сказал: «Если встретятся два раба (Аллаха), которые любят друг друга ради Аллаха, и один из них пожмёт другому руку, после чего оба они призовут благословение на пророка, то не успеют они расстаться, как им непременно будут прощены их старые и новые грехи3». Ибн ас-Сунни. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Если посланник Аллаха, брал кого-либо за руку, то, расставаясь с этим человеком, он непременно говорил: «Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар!/».

Исходя даже из этих хадисов можно увидеть, что рукопожатие после намазов и общее дуа мусульман никоем образом не противоречит шариату а наоборот укрепляет любовь, дружбу, единство мусульман. А те молодые люди которые не знают той глубочайшей пользы от этого для уммы просто сами себя обманывают или может просто боятся, что могут заразиться чесоткой.

Материал подготовил Расим хазрат Аюпов

Февраль 2014 год