Ученые богословы ханафитского мазхаба склонялись к мнению, что праздничный намаз, проводимый по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным

Согласно сунне наших отцов , перед тем как отправится на молитву в день праздника разговения, желательно съесть что-нибудь сладкое. Предпочтительнее всего съесть нечётное количество фиников, на что указывает соответствующий хадис: «В день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не выходил (из дома на праздничную молитву), не съев несколько фиников». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк обычно съедал нечётное количество фиников (аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллаху Акбар» и проявляя радость. Кроме того, перед молитвой следует раздать закат разговения (закат аль-фитр).

Передается, что в дни праздников Ибн Умар всегда надевал свои лучшие одежды (аль-Байхаки), а направляясь на молитву в дни праздников разговения и жертвоприношения, Ибн Умар повторял такбир вслух, пока не приходил к месту молитвы, где он продолжал повторять его до прихода имама (аль-Байхаки, ад-Даракутни).

Ни перед молитвой, ни после неё не следует совершать никаких добровольных молитв до возвращения домой. Передают, что однажды Пророк (мир ему), которого сопровождал Билял, пришёл на праздничную молитву в день разговения и совершил молитву на два ракаата, не помолившись ни до, ни после неё (аль-Бухари).

Праздничные молитвы

Проведение особых молитв в день праздника разговения (Ид аль-Фитр или Ураза-Байрам-в первый день месяца Шавваль) и в день праздника жертвоприношения (Ид аль-Адха или Курбан-Байрам-на десятый день месяца зуль-хиджжа) было вменено в обязанность мусульманам сразу же после Хиджры.

В день разговения и в день жертвоприношения Пророк (мир ему) всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления (аль-Бухари).

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк (мир ему) сам принимал участие в этих молитвах и повелел людям являться на них. В день праздника сподвижникам всегда велели являться на молитву. Приходили даже девушки и женщины, у которых были месячные и садились за занавесками. Они стояли сзади, произнося слова «Аллаху Акбар» и, обращаясь к Аллаху с мольбами, так же, как и другие, надеясь на благодать этого дня и очищение от грехов (аль-Бухари).

В тех случаях, когда день праздника выпадает на пятницу, проводятся как праздничная, так и пятничная молитвы, поскольку первая не может служить заменой второй.

Праздничная молитва является коллективной и состоит из двух ракаатов. Перед праздничной молитвой не возглашается ни азан, ни икамат (аль-Бухари).

Как совершается!?

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два рака'ата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек желательно при этом пальцы разъединить.. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

«Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища . Между такбирами имам делает незначительные паузы .По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя)

Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух и дополнительную к нему суру.

После чего имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» в обычном порядке делает поясной и земной поклоны.

Во втором рака'ате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи»

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» ,читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом рака'ате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища . Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон . Затем все делается так же, как при совершении первого рака'ата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака'ата, они садятся на левую ступню и читают ташаххуд с салаватом.

После чего имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. На этом два рака'ата праздничной молитвы завершаются.

После окончания молитвы имам начинает читать проповедь. Важно отметить, что проповедь является нужным аспектом (ваджиб) для полноценности праздника.

На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.

Тому, кто пропустит праздничную молитву, не следует возмещать её в одиночестве. По возможности он должен принять участие в такой молитве под руководством другого имама, так как праздничную молитву разрешается проводить в разных местах.

В эти дни поощряются особая щедрость и внимание главы семьи к своей супруге, детям и родственникам. Крайне необходимо, особенно в это время, укреплять родственные отношения, созваниваясь, навещая и приглашая друг друга в гости как это практиковали наши предки.