Мои собеседники, уважаемые жители села Бикмасеевка Неверкинского района Абдулахат Исмаилович Аитов и Закижан Каюмович Куряев.

Уважаемый Абдулахат Исмаилович! О вашем жизненном пути мне подробно рассказал ваш земляк и близкий товарищ Закижан Куряев. Хорошо бы было нам встретиться и обо всем поговорить поподробнее, о вашей биографии

- Я родился в селе Бикмасеевка 25 мая 1941 гола в семье крестьянина колхозника. Мои деды были земледельцами. У моего прадеда Шайхетдина было три сына. Все они держали хозяйства, пахали землю, выращивали скот и рабочих лошадей. Шайхетдин-бабай также занимался торговлей. Он покупал для сельских кузниц древесный уголь, деготь и возил этот товар на своей тройке в Саратовскую и Ульяновскую губернии. Управлялись мои прадед и дед со своими делами без посторонней помощи, без привлечения чужой рабочей силы. Однако прадеда раскулачили, он заболел и умер в заброшенном доме в конце села. Два его сына Абсалям и Саддедин бежали в Ленинград. Мой дед Каюм с семьей остались в селе. Отец мой Исмаил с первого дня Великой Отечественной Войны защищал Родину, много раз был ранен. Вернулся в родное село в 1946 году. Умер в 1964 году, оставив на руках моей матери шестерых детей: двоих сыновей и четырех дочерей. Мне, как старшему в семье, пришлись все тяготы семейной жизни взять на себя, поднимать на ноги брата и сестер.

- Несколько слов о красоте села Бикмосеевка

Мои родные пенаты расположены в прекрасном  месте: рядом река Ишимка, неподалеку смешанный лес, богатый ягодами и грибами. В 6 км. расположен райцентр Неверкино, хорошая дорога соединяет мое село и Неверкино. Более 4 тысяч гектаров сельхозугодий, вокруг села протекают священные родники. Наши деды и прадеды около них проводили торжества, делали жертвоприношения, обращались к Аллаху в засушливую погоду – просили дождя. Водой бикмосеевских родников пользуются и сейчас жители райцентра.

Я всегда гордился и горжусь своей малой родиной.

- А как народ, жители , прихожане жили, живут сейчас?

В селе Бикмосеевка до войны и несколько лет после войны было два колхоза. Почему? Село Бикбулат расположено через мост от села Бикмосеевка. После объединения село стали называть Бикмосеевка. Народ в селе очень трудолюбивый. Он занимался и полеводством и животноводством, занимались сельчане и строительством, обходились без посторонней помощи. Жители села Бикмасеевка часто работали в МТС села Алеево токарями, слесарями, кузнецами.

- Где вы получали образование?

Начальное образование я получил в Бикмосеевской начальной школе (4 класса). Затем продолжил учебу в Бигеевской семилетней школе, расположенной в 3 километрах от Бикмосеевки. Успешно закончил семилетку, стал комсомольцем, возглавлял комсомольскую организацию школы и учком.

После окончания школы поступил учиться в Кузнецкое СПТУ, надо было получить специальность, чтобы работать механизатором в колхозе. Отец был болен, надо было содержать семью в девять человек. Закончил курсы шоферов. Работал комбайнером. В мае 1959 года в селе был большой пожар, сгорело 23 хозяйства, в том числе и наше. Семья осталась на улице. Все это и ускорило смерть отца. Хоронить его я не смог, служил в рядах Советской армии. Была задумка остаться служить, так как в Армии в ступил в ряды КПСС, но большую семью надо было содержать, доводить до ума брата и сестер, помогать по хозяйству.

Таким образом, с октября 1964 года по сегодняшний день живу и тружусь в Неверкинском районе. До января 1965 года наш район входил в состав Кузнецкого района. Это были эксперименты Хрущева – продолжил разговор Закижан Каюмович.

В 1965 г. во вновь организованном неверкинском районе был создан РК ВЛКСМ, где я трудился в разных должностях. В эти годы, к 50-ти летию Советской власти жителями района были собраны средства на памятник «Скорбящей матери». РК ВЛКСМ и райисполкомом мне была поручена организация доставки и установки этого монумента. Я горжусь тем, что принимал непосредственное участие в этом добром деле, и каждый памятный день преклоняю колени из уважения ко всем матерям и возлагаю цветы. Пришлось трудиться и в РК КПСС в отделе пропаганды и агитации.

В конце 1968 года коммунисты объединенного колхоза им. 21-го партсъезда  избрали меня секретарем парторганизации. А затем, по направлению РК ВЛКСМ был направлении секретарем парткома колхоза «Дружба», который объединял 8 населенных пунктов, в которых проживали люди разных национальностей: татары, чуваши, русские.

В 1971 году колхоз «Дружба» разъединили, и было организовано новое хозяйство -  колхоз им. 24-го съезда КПСС. Я, как молодой специалист, партийный работник был избран председателем этого хозяйства с центром в с. Исикеево. В хозяйстве жили и трудились татары (с. Исикеево), чуваши (с. Сосновый Бор), русские (с. Тростянка и Ступино). Хозяйство росло и крепло, труженики добивались хороших результатов, как в полеводстве, так и в животноводстве. За короткое время была выстроена вся инфраструктура: квартиры для специалистов, между селами Исикеево и Сосновый Овраг был сооружен памятник «Скорбящей матери». Это были успешные годы развития агропромышленного комплекса и улучшения благосостояния сельчан.

В 1985-1991 годах мне пришлось работать в качестве заместителя начальника управления с/х. района и, имея специальность зооинженера, курировать животноводческую отрасль района. Скажу прямо: это были самые результативные года для сельскохозяйственной отрасли. Были организованы и действовали «Сельхозтехника», «Межколхозстрой», дорожно-строительная организация, кирпичный завод, маслозавод, ПМК Мелиоводстрой и др. Были построены в с. Березовка комплекс по направленному выращиванию племенных телят, в колхозе «Россия» (Демино) – комплекс по откорму крупного рогатого скота. Все земли сельскохозяйственного назначения полностью использовались. Животноводческие  помещения были заполнены скотом. К большому моему сожалению, это все в прошлом.  Для сельского населения были созданы все социально-бытовые условия, жители стали жить хорошо, создавались молодые семьи, рождались дети. На территории нашего района проживало в то время 13600 человек. Меня сейчас радует тот факт, что там, где мне пришлось трудиться на различных должностях, и сейчас села существуют, а ведь многие русскоязычные пункты прекратили свое существование. Не стало Ново-Александровки, Маръевки, Ступилина, Залапина, Теряевки, Простянки, Камышлейки. Очень мало остается жителей в с. Елшанка, Дмитриевка, Ново-Чирково. А вот с. Исикеевка во главе с Х. Бибарсовым, колхозы на территории сел Алеево, Илим-Гора, Кам. Овраг держутся на плаву благодаря стараниям руководителей.

- Абдулахат Исмаилович! Как поживает ваша семья?

В мае 2014 г. мне исполнилось 74 года, супруге тоже 74. В молодые годы, работая, я заочно закончил Сердобский зоотехникум, Пензенский с/х. институт. На правах старшего брата принял участие в воспитании и становлении брата и четырех сестер. Сегодня они все имеют свои семьи, мы часто встречаемся, за  что я благодарен судьбе и Всевышнему.

Мы с супругой родили и воспитали трех дочерей. Все они получили высшее образование. Старшая дочь живет в г. Тольятти, работает зам. директора по коммерческой работе. Средняя живет в Неверкино, работает в пенсионном фонде. Младшая дочь живет и работает старшим экономистом на заводе в Пензе.

- А внуки?

На сегодняшний день у меня 2 внука – студента Пензенского университета и внучка, ей 2 года.

- Чем в настоящее время занимается ветеран?

Муфтий Регионального духовного управления мусульман Пензенской области Адельша хазрат Юнкин поручил мне руководить Советом Старейшин в Неверкинском районею

- Чем занимается Совет Старейшин?

В районе во всех татарских селах построено 19 мечетей, более 50 % населения район татарской национальности. В больших селах, как Октябрьское, Алеево по 3-4 мечети, в остальных селах – по одной. Центрами махалли в селах являются мечети. во всех махаллях избраны (муллы) – духовные руководители. Все они работают под управлением мусульман области. В семи населенных пунктах махалли работают под Региональным духовным управлением мусульман Пензенской области во главе Муфтия Адельши хазрата Юнкина, который более 35 лет возглавляет это управление. Духовные руководители в своей повседневной деятельности руководствуются требованиями и канонами Священного Корана и соблюдают их, организуют мусульманские праздники (дают имена новорожденным, читают никахи молодоженам, похороны усопшим и т.д.), со своими прихожанами помогают руководству населенных пунктов в организации и выполнении повседневных насущных вопросов. Духовное управление мусульман ежегодно организует в центральном офисе учебу духовных руководителей – имамов согласно составленной программе. Все эти повседневные дела и вопросы решаются в махаллях совместно с Советом Старейшин. А главное требование в работе мечетей – это пятикратное исполнение намаза в день, который предписывается Аллахом каждому мусульманину и мусульманке.

- Еще один вопрос. Получили ли вы какие-нибудь награды за свои дела?

Самая главная награда – это здоровье. За это большое спасибо Аллаху. Ежедневно молюсь за это. За трудовую деятельность, за общественную работу руководители страны, области, района, духовное управление мусульман Пензенской области награждали меня юбилейными медалями, орденом «Партийная доблесть», грамотами, благодарностями. Все эти награды я храню. В прошлом году губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев в связи с днем пожилых людей, как члену религиозной комиссии при главе администрации Неверкинского района наградили благодарностью «За активную общественную работу». Много благодарностей имею со стороны Регионального духовного управления мусульман Пензенской области в составе ЦДУМ России.

- Ваши пожелания землякам Неверкинского района и села Бикмосеевка.

Мои земляки дружный, трудолюбивый, дисциплинированный народ. Несмотря на трудности сегодняшнего времени все татарские села живы. Хочу видеть их успешными. Самое главное, чтобы молодые люди помнили свои корни, следовали своей религии Ислам, чтили и соблюдали национальные традиции и не забывали родной язык. В чисто татарских селах изучали бы родной язык в школах.

Закижан Каюмович добавил: Национальное татарское общество в Пензенской области в последнее время обращает большое внимание на вопрос сохранения и изучения родного татарского языка. Многое зависит от руководителей школ в татарских селах. Есть специальные методические пособия, учебники по татарскому языку, диски и другие материалы.

В последнее время областное татарское общество проводит большую работу в этом направлении. Проводятся конкурсы «Люблю свою Родину, свой язык». В них участвуют дети, взрослые из районов, где компактно проживают татары. Победителям вручаются дипломы, грамоты, ценные подарки, призы. Очень жаль, что мои земляки татары Неверкинского района не принимают участие в этих мероприятиях. Я бы просил Совет старейшин, руководителей мечетей, Совет татарского общества района, руководителей татарских сел, директоров школ обратить внимание на эту сторону в работе. Многое, конечно, зависит и от семьи, от родителей. Сохранить религию, традиции, национальные устои, свой родной язык, верность предкам – вот наша общая задача.

Бывая в татарских селах, семьях, домах поклонения, слушая разговоры, проповеди на татарском языке, слыша татарские, мусульманские имена, посещая религиозные мероприятия, радуешься, что вера наша жива и будет жить.

Перейти в фотоальбом