В Московском патриархате призвали русских и татар объединить усилия в укреплении стабильности в обществе.

"Одна из первоочередных задач, стоящих перед нашими вероисповеданиями, - вместе противостоять попыткам разжигания межрелигиозных конфликтов и дестабилизации нашего общества",

 - заявил глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, выступая на всероссийской научно-практической конференции "Цивилизационный выбор народов России" в Казанском федеральном университете.

По его словам, благодаря проповеди мира и согласия религиозным лидерам России удается сдерживать перерастание конфликтов из политической сферы в межрелигиозную, но "то давление, которое исходит со стороны сил, выступающих под националистическими, экстремистскими лозунгами, представляет реальную угрозу стабильности российского общества".

"В практической плоскости взаимодействие двух наших исповеданий может и должно быть направлено на защиту роли религии в общественной жизни, борьбу с диффамацией религии, противостояние нетерпимости и ксенофобии, защиту святынь, сохранение мест религиозного поклонения, продвижение совместных миротворческих инициатив", - полагает представитель Церкви.

Как отметил он, по мнению историка Льва Гумилева, а вслед за ним и Олжаса Сулейменова, совместное проживание в составе одного государства на протяжении веков христианизированных славян и инорелигиозных тюрков "неразрывно привязало их друг к другу".

Иерарх напомнил, что, начиная с XIV века, на службу к русским князьям переходило немало знатных татар, а символом своеобразного христианско-мусульманского союза стало просуществовавшее до 1681 года Касимовское царство - удельное княжество для татарских ханов, переходивших на службу Москве.

"Малоизвестна та роль, которую сыграли верноподданные мусульмане во время Отечественной войны 1812 года. Зачастую шедшие в авангарде российской армии конные отряды, состоявшие из представителей мусульманских народов (преимущественно татар и башкир), наводили ужас на французов. Конный полк, составленный из татар, первым вошел в Париж, а среди свиты императора Александра I был генерал-мусульманин Александр Чеченский", - отметил он.

Митрополит привел еще один пример, когда командующий гвардейским конным корпусом мусульманин Гусейн Хан до конца сохранил верность Николаю II, отказался присягать Временному правительству, был взят большевиками в заложники и в январе 1919 года расстрелян в Петропавловской крепости.

"Среди русских дворян было несколько сотен семей тюркского происхождения, сыгравших огромную роль в политической, военной и культурной истории России. Татарские муфтии, ученые, военные, деятели культуры внесли неоценимый вклад в сокровищницу российской духовности, стали частью национальной элиты России", - подчеркнул он.