(Это одна из тем, запланированных к изданию брошюр редколлегии РДУМ Пензенской области. См. газету «Иман» № 2, ноябрь 2010 г.)
«Господь мой, прибавь мне знания» «Таха-114»

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой дает следующее определение слову «Отечество» – «страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к Отечеству, защита своего Отечества» – чаще всего употребляется в таком контексте.
Наша страна, Родина, Отечество начинается для каждого из нас с малой Родины, а именно: с родного дома, села или города, где родился, учился, работал, растил детей, где похоронены наши родные и близкие нам люди. Для меня это село Мазарлы, ныне Октябрьское. И мне дорого все, что связано с ним. Интересно мне знать ответы на вопросы: кто мы такие? Когда и откуда пришли и заселили мои предки эту землю. Думаю, интересно это и вам, уважаемые земляки. Потому хочу поделиться с вами своей находкой по истории нашего села и других татарских сел Неверкинского района. Однако прежде хочу выразить благодарность тем, кто меня порадовал этой информацией. Это мой учитель истории Фатих абый Салиев (прошу Аллаха Всевышнего простить его грехи и вознаградить за добрые деяния), написавший в 1967 году историко-документальный очерк «Хорошее село обновляется», напечатанный в №№ 61-81 районной газеты «Сельские вести» и статью «Хроника села Октябрьского» в областной газете «Пензенская правда» от 28.01.77 г. И это Зякярья абый Абузяров, учитель русского языка и литературы, завуч Алеевской средней школы, многие годы изучавший историю сел своего района. С огромной благодарностью привожу с небольшими сокращениями его статью «Поиск дают ответы. Из истории наших сел» в газете «Сельские вести» за 08.06.94 г.
Кто же мы такие? Откуда и когда пришли наши предки и основали свои веси? Какие религиозные, политические, социальные условия были причинами основания нашего региона?
В исторических документах кое-какие сведения проясняют о времени основания наших сел. История нашего района теснейшим образом связана с историей Саратовской области, так как бывшая Неверкинская волость начиная с 1780 года была в составе Саратовской губернии, Поволжье было обжито различными народами еще с древнейших времен. Археологические находки в Кузнецком уезде свидетельствуют, что человек здесь жил уже в каменном веке. (К сожалению, наш район в археологическом отношении изучен пока слабо).
После монгольского нашествия Саратовский край пришел в запустение, и во второй половине XV века этот регион представлял собой обширную территорию без поселений и дорог. Первые русские поселения возникли здесь не ранее XVI века.
В трудах исследователей Кузнецкого уезда Чекалина, Хвощева период со второй половины XVI и по конец XVII века считается началом заселения Кузнецкого региона. При этом первоначальное заселение Саратовского края «было вызвано стратегическими соображениями правительства». Первыми поселенцами были главным образом служилые и ясамные люди: татары, мордва, чуваши. Получали землю на поместном праве за сторожевую службу.
Это общая картина заселения нашего региона, появления наших сел. Для нас же очень важным является точная дата их основания. Сохранилось не так-то много документов, проливающих свет на этот вопрос. Почему? Вся обширная Саратовская губерния после присоединения ее к Москве поступила в ведение приказа Казанского двора. Но, к сожалению, опустошительные пожары в 1626 году уничтожили делопроизводство и архивы Казанского двора. На многие вопросы ответы можно найти в материалах Центрального государственного архива древних актов. В частности, в этом архиве за 1708 год есть документы, где упоминаются села Донгузлей, Алешкино, Илим-Гора, Илюшкино, Андреевка, Сосновый овраг, Бикмурзино.
В 1719 году указом Петра I «ради расположения полков армейских на крестьян всего государства» перепись должна была определить «сколько, где, в какой волости, селе или в деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей, не обходя от старого до самого последнего младенца». Последующими указами производство переписи было распространено и на другие податные слои населения: однодворцев, татар, ясачников, посадских людей и т. д. Вторая ревизия была произведена в 1742–1756 годах. Вот почему первое упоминание о татарских селах относится в основном к 1748 году.
Историк А.А.Голомбиевский в своей работе «Узинский стан Пензенского уезда по книгам 2-й ревизии (1745–1746 гг.)» пишет, что, к примеру, в деревне Алеево проживале 279 душ мужского пола. Но откуда переведены люди, не известно, хотя по многим селам такие сведения есть. Например, жители деревни Погорелый Чирчим переведены из Касимского уезда, деревни Подлипок. Жители деревни Адельшино (бывший Судачок) поселены после 1721–1729 гг. из деревни Бикбулатовки Пензенского уезда. Новую деревню Исикеево основали поселенцы из деревни Пишла Саратовского уезда. В годы второй ревизии самыми крупными населенными пунктами были: деревни Алеево, где проживали 279 душ мужского пола, д.Озерки – 272, д.Бикбулатовка – 262, Демино – 187, Кунчерово – 50 душ мужского пола. Как указывает Голомбиевский, все эти деревни основаны ранее 1721–1725 годов. Почему же во время переписи жители деревень не сказали, когда и откуда они переведены, хотя этот вопрос им задавался? Видимо, деревни были основаны давно, и жители не помнили, откуда они и когда переселены.
По третьей ревизии, которая проводилась в 1762-1764 годах, в Алееве насчитывалось 334 души мужского пола. Оно было одним их самых крупных населенных пунктов нашего региона и вряд ли могло стать таковым за короткое время.
Можно сделать вывод о том, что некоторые наши села основаны в 17 веке или еще раньше. Это подтверждает документ, относящийся к селу Октябрьскому, бывшие Могилки. Перед нами прошение купца 3-ей гильдии Аксяна Абубеверовича Еналеева. Он желает восстановить свое дворянское звание, которое имели его предки, и обращается в Саратовское дворянское депутатское собрание. Оттуда получает свидетельство, где записано: «… сим свидетельствует, что из производящего в селе собрании дела, начавшего с 6 ноября 1789 г., видно, что по выписке 20 марта 7181 (1663 г.) с переписанных 154 г. (1646 г.) книг записано за предком его просителя Султаналеем Еналеевым Темниковского уезда в деревне Исенских Полянках (в одно время так называлось в документах село Октябрьское – примечание мое) крестьян 45 душ; сын Султана Мутафалей значится в отписи 26 января 7187 год (1697 г.) в принятии от него в государеву казну с поместья их крестьянских и бобыльских 10 дворов денег по 16 альтынь и 4 деньги, сын Мутафалея – Мутарзалей значится в разборном 188 г. список по разбору от службы отставлен; у Мутарзалея два сына Усман и Алей, из них Усману за службу пожаловано по выписи с разборных книг 188 г. (1680 г.) из поместного оклада 231 четверть с осьминою, крестьян 2 двора и лошадь, Темниковского уезда и д.Исенских Полянказ (что ныне Кузнецкого уезда при д.Аксеновка, Ерьеклей тоже) у Усмана сын Машет из переписи 1716 г. итогам показан 30 лет: у Машета сын Усеин показан оп 4 ревизии 64 лет».
Отрывок из этого документы. Он ценен тем, что село Октябрьское под различными названиями упоминается уже в 1646 году. По второй переписи в нем жителей было меньше, чем в Алееве.
Вполне возможно, что жители Алеева, Октябрьского, Бикбулата, Демина не знали, откуда они переведены, так как их предки могли жить уже сотни лет до 2-ой ревизии.
Может быть, что подаренные служилым людям земли были давно обитаемы. Пришлые люди нашли общий язык и стали жить совместно. Прошло много лет до 2-ой ревизии, и никто уже не помнил, откуда он переведен. Некоторые семейные предания гласили, что их предки были переведены из Сибири.
Только глубокое изучение документов времен Грозного и Петра I может дать ответы на многие вопросы и причинных и времени заселения нашего региона.
Газеты, вероятно, давно потеряны читателями, а эта информация в брошюре, надеюсь, сохранится дольше, и мои уважаемые земляки будут помнить историю своего края лучше. Кто-то может быть уже имеет или найдет еще интересное по этой теме и поделиться с читателями газеты «Иман».
Уважение и любовь к Отчизне не может быть без знания ее истории, ее людей. Я обращаюсь к читателям, особенно к учителям и студентам, готовящимся стать учителями, принять участие в поиске исторических документов. Кто-то расскажет о людях села: о своем роде (ведь наши деды и бабушки знали своих предках до седьмого колена, как это принято в исламе, а мы, к сожалению, не сохранили эту традицию); об участниках Великой отечественной войны и других войн; о достойных уважения односельчанах; о своих родителях и учителях, воспитывающих молодое поколение; о добрых традициях семьи, школы, села…
В заключение вместе с вами прошу Аллаха Всевышнего о благе нашим селениям и благе тех, кто их населяет.

(О, Аллах!.. прошу Тебя о благе этого селения, блага тех, кто его населяет и благе того, что в нем есть)

Материал подготовила:

К.С.Мямешева.
25.12.2010г.