06В ходе поездки в Крым состоялась неформальная встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с представителями национальных общественных объединений республики. 

В.Путин: Уважаемые друзья, добрый день.

Я в начале скажу несколько слов, а потом мы в свободном режиме с вами поговорим по теме, ради которой собрались.

В Крыму всегда испытываешь особые чувства, эмоции. Не только потому, что здесь очень красиво, природа уникальная, но и потому, что здесь в полной мере понимаешь сопричастность к общей российской истории, к тому уникальному культурному, духовному наследию, которое создавалось здесь, на этой земле веками, формировалось при этом разными народами, разными этносами.

Вы знаете, что в октябре прошлого года в Крыму состоялась перепись населения, в ходе которой более 96 процентов жителей указали свою национальность. Это абсолютно объективные данные, абсолютно достоверные и полученные в ходе профессиональной работы. Сегодня здесь, в Крыму, представлено 175 этносов. Самые многочисленные этнические группы – это русские (68 процентов), украинцы (16 процентов) и крымские татары (более 10 процентов). При переписи были получены и сведения о родном языке. 84 процента жителей Крыма указали, что родным языком считают русский, почти 8 процентов – крымско-татарский язык, 3,7 процента – татарский, 3,3 процента – украинский. Самым распространённым языком является русский язык, им владеет 99,8 процента населения Крыма. Крым, по сути, – это отражение многонациональной России. И здесь, как и по всей нашей стране, надо уделять самое пристальное, постоянное внимание укреплению мира и согласия, соединяя усилия государства и гражданского общества. Потому встречу с вами, представителями национальных общественных объединений Крымского федерального округа, считаю очень важной и значимой.

Напомню, что одним из первоочередных шагов после воссоединения Крыма с Россией стало законодательное закрепление равноправия трёх официальных языков, трёх государственных языков: русского, украинского и крымско-татарского. Это было принципиальным вопросом, потому что в течение предыдущих более чем двух десятилетий он решался на полуострове предвзято. И восстановление исторической справедливости, баланса интересов разных народов было одной из важнейших задач. Так же как и полная реабилитация репрессированных народов Крыма.

В связи с этим был издан и известный вам Указ Президента Российской Федерации, а Правительство России, региональные власти Крыма и Севастополя утвердили целый комплекс мер по его реализации. Они касаются социального и духовного возрождения армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского, немецкого народов, которые были подвергнуты незаконной депортации и политическим репрессиям.

Подчеркну: создание атмосферы доверия и взаимопонимания между людьми разных национальностей – ключевой вопрос для успешного развития региона. Решать его накопившиеся проблемы, в том числе вопросы социальной поддержки реабилитированных народов можно только в условиях политической стабильности и межнационального согласия.

За прошедшее время на полуострове создано 75 национально-культурных автономий и 15 национально-культурных объединений. Организация таких структур давно стала российской традицией. Их представители эффективно взаимодействуют с властью, причём на всех уровнях, входят в консультативные и совещательные органы.

Отрадно, что этот подход уже позитивно зарекомендовал себя и в Крыму. Считаю, что национально-культурные объединения региона должны также активнее включаться здесь, в Крыму, в общественную жизнь не только полуострова, но и всей России, принимать участие в общероссийских и межрегиональных мероприятиях.

Уважаемые коллеги, я уже не раз говорил, что межнациональные отношения – сфера очень тонкая, деликатная, и действовать здесь и представителям национальных общин, и представителям власти нужно очень аккуратно, осторожно, в режиме постоянного диалога, в том числе на муниципальном уровне, где люди живут, как говорят, бок о бок.

Любые спекуляции на тему каких бы то ни было особых прав граждан, принадлежащих к той или иной национальности, к тому или иному этносу, в этой связи считаю чрезвычайно опасными. Необходимо защищать права всех жителей Крыма и Севастополя – независимо от того, русские, украинцы, крымские татары это или представители иных этносов, которых я уже упоминал. Использовать здесь нужно богатейший опыт, накопленный в России, где мирно живут люди самых разных национальностей. Необходимо продвигать идеи общего дела, вовлекать жителей в решение проблем города или посёлка, способствовать организации структур самоуправления.

В каждом субъекте Федерации, в том числе во входящих в Крымский федеральный округ, должны действовать региональные программы поддержки неправительственных организаций, которые вносят свой вклад в обеспечение межнационального согласия и гармонии. Сегодня, 17 августа, начался очередной конкурсный этап по приёму заявок на получение государственных грантов для реализации социально значимых проектов и проектов в области защиты прав и свобод человека. В этом году на эти цели выделено более 4 миллиардов рублей. Полагаю, что крымские и севастопольские неправительственные организации примут самое активное участие в этом конкурсе.

Это всё, что я хотел бы сказать в начале. Надеюсь, что все мы активно сегодня поговорим на те важнейшие темы, которые были сейчас заявлены, но если вы считаете возможным и необходимым поговорить на любую другую тему – пожалуйста, я в вашем распоряжении. Прошу вас.

Р.Ильясов: Владимир Владимирович, добрый день!

Я с самого начала хочу отметить, что вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации является судьбоносным моментом для жителей всех национальностей Республики Крым, в том числе и для крымскотатарского народа.

Мы все вместе в феврале-марте 2014 года прошли самый опаснейший период, когда не позволили противостоять на межнациональной почве. Что бы ни делалось, какие бы провокации ни проводились, мы отстояли мир. Сегодня у нас мир, спокойствие, и мы занимаемся решением проблем.

Я представляю общественное движение крымскотатарского народа «Къырым», являюсь его главой. Мы с самого начала установили конструктивный диалог с властью, мы системно проводим встречи с общественностью, мы в том числе взяли и определённую ответственность за ситуацию в целом в Крыму, поделив её с властью. Мы участвуем во всех общекрымских мероприятиях, проводимых в Республике Крым, организуем и проводим национальные праздники крымскотатарского народа.

В период, когда здесь проводились выборы в депутаты Государственного Совета и органы местного самоуправления, благодаря инициативе и активным действиям членов общественного движения крымскотатарского народа «Къырым» мы смогли снять определённое политическое противостояние и этническую напряжённость.

Вместе с тем наряду с такой конструктивной работой, созидательной работой, конструктивным диалогом с органами власти мы в августе видели ещё одну очередную попытку дестабилизировать ситуацию в Республике Крым, напрячь, как говорится, межнациональные отношения. Я имею в виду так называемый Всемирный конгресс крымских татар, который прошёл 1–2 августа в Анкаре. Хотя можно его назвать клубом единомышленников, основная цель, которая была, – противопоставить народы Крыма и дестабилизировать ситуацию.

Надо отметить, что эту ситуацию и работу этого конгресса, резолюцию, обращение, которые там предполагалось принять, мы предвидели. 25 июля, за одну неделю до этого конгресса, мы созвали вторую конференцию межрегионального движения «Къырым». Туда пригласили все общественные организации независимо от их позиции и точки зрения, совпадают они или не совпадают с нашими.

В работе конгресса приняли участие 520 человек, более 20 общественных организаций крымских татар. В работе конгресса даже принял участие уважаемый духовный лидер мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаев – он рядом со мной сидит, представители региональных отделений духовного управления мусульман Крыма.

Кроме того, в работе конференции также приняли участие 152 человека, представляющие крымскотатарскую творческую интеллигенцию, малый и средний бизнес, хозяйствующие субъекты, 52 работника госучреждений, госпредприятий, треть делегатов курултая крымскотатарского народа – это национальный съезд крымских татар, и около 70 человек, которые представляли местные и региональные органы самоорганизации крымских татар. В результате этого конференция приобрела формат общенационального собрания крымских татар Республики Крым.

Сама оценка произошедшего в Анкаре была очень корректной, вместе с тем очень точной. Там единогласно было высказано несогласие с деструктивной деятельностью группы политиков, которые осели в Киеве, нашли приют в Киеве в противостоянии, в том числе нарушении межнациональных отношений.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо, Ремзи Ильясович.

Прежде всего хотелось бы поблагодарить крымскотатарское население за активное участие в референдуме, который состоялся год назад, даже чуть больше. Мы знаем, это тоже объективные данные, что явка была у крымскотатарского населения чуть поменьше, чем в среднем по Крыму, но процент проголосовавших за воссоединение с Россией оказался даже выше, чем по Крыму в целом. Это, в общем, легко объяснить, потому что те, кто был против, просто не пошли на голосование, судя по всему. Поэтому явка была чуть пониже. Но всё‑таки она была тоже очень высокая, свыше 60 процентов, если мне память не изменяет, где‑то процентов 66. Это по всем международным стандартам очень высокая явка. И то, что люди пришли и так проголосовали, о многом говорит. Но это также говорит о том, что на власти накладываются определённые значительные задачи, потому что люди голосовали за перемены к лучшему в их жизни. И тот указ, о котором я сказал, и те решения, которые были затем приняты на правительственном уровне, как раз направлены на то, чтобы эти ожидания людей реализовать.

Вы говорили и о тех, кто пытается как‑то дестабилизировать ситуацию, особенно по крымскотатарской тематике, но мы с вами хорошо знаем, о ком идёт речь. Есть ряд людей, которые считают себя профессиональными борцами за права. Для этих людей не важно, какие это права, и не важно, чьи это права. Важно, что они борцы, и за эту борьбу они хотят получать иностранные гранты, признание и реализовывать свои амбиции, в том числе и политические амбиции. Но если они хотят реализовывать свои амбиции в другом государстве, пожалуйста, пусть они это делают. Но я с Вами абсолютно согласен в том, что это не значит, что мы позволим им реализовывать свои амбиции здесь, тем более что эти амбиции ничего общего не имеют с интересами крымскотатарского народа и с интересами конкретных людей, которые здесь проживают.

Тем не менее вопрос: нужно бороться или нет за реализацию этих прав? Я вам отвечаю положительно: нужно. В чём должна заключаться эта наша совместная работа? Потому что одно дело – принять указ или закон, или постановление Правительства, а другое дело – добиться реализации. Не уверен, что всё у нас так пойдёт гладко, красиво, в те сроки, в которые мы хотели бы реализовать эти задачи. Поэтому, что греха таить, жизнь всегда сложнее и многообразнее любого решения, которое, как бы красиво ни было изложено на бумаге, остаётся часто на бумаге. А мы должны добиться того, чтобы это было реализовано всё в жизни.

Поэтому эта связь с людьми, особенно с людьми на местах, с общественными организациями, такими, которые вы все, здесь собравшиеся, представляете, в том числе и ваша общественная организация, для меня чрезвычайно важна и в высшей степени востребована. И я очень рассчитываю на то, что мы с вами будем в таком тесном конструктивном ключе работать.

Ну а вот эти попытки дестабилизировать… Я думаю, что рядовые люди в состоянии разобраться, мудрость просто им подскажет, что нельзя поощрять чьи бы то ни было амбиции, если эти амбиции ничего общего не имеют с интересами конкретных людей, а крымскотатарские проблемы используются только как инструмент для достижения этих личных амбиций. Это мы просто должны иметь в виду. Но мы в целом с любым человеком, кто настроен конструктивно, даже если критично настроен, но конструктивно и хочет добиваться практических результатов, будем работать, и я, в частности, в том числе.

Р.Ильясов: Спасибо.

Пресс-служба Кремля