02Представители РДУМ Пензенской области приняли участие в научно-практической конференции по вопросу гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Заместитель Председателя РДУМ Ильдар хазрат Нигматулин выступил с докладом на тему «Педагогический потенциал исламской семьи» в работе 2-ой площадки, которая носила название: «Потенциал семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения на основе исторических, национальных, религиозных и культурных традиций многонационального населения Пензенской области».

«Наиболее значимой частью воспитательного потенциала семьи является педагогическая культура родителей, под которой понимается владение основами психолого-педагогической грамотности, умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность.

Проблема повышения педагогической культуры родителей весьма актуальна. В этом большинство преподавателей, учителей видят большой резерв в воспитании детей. Родители, самые близкие для ребенка люди, влияют на него своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души. Между тем, только педагогически грамотный родитель способен достойно воспитать своего ребенка [6, С.33].

Говоря об исламе, следует подчеркнуть, что в нем, как и в других вероучениях, совесть является основой человеческих взаимоотношений, для которых должна быть характерна честность, правдивость, ответственность, доброта. Мусульманин совестлив перед самим собой, семьей, обществом, Аллахом. В мусульманских семьях, следующих Корану, господствует уважение и верность. Еще издревле исламское общество не принимало плутовства, бесчестия, обмана, неблагодарности, неуважения к старшим.

В постоянно меняющимся мире, в котором причудливо сочетаются традиция и новизна, одной из доминант является семья – первооснова общества. Не является секретом, что уже давно идет сложный, изобилующий отступлениями и прорывами, процесс ее размывания, что в первую очередь связано с понижением социальной роли родителей. «Чему вы нас можете научить, если сами едва сводите концы с концами?» – вот вопрос детей к отцам и матерям, которые зачастую в ответ срываются на крик и набившие оскомину нравоучения. Подобная ситуация весьма характерна для современной семьи, где отсутствует уважение к старшим, утрачена связь племени, рода, фамилии.

Исламское сообщество также встречается с подобными проблемами, но, как представляется, в гораздо меньшей степени чем, например, западноевропейский мир с его убыстряющимся технологизированным темпом жизни. «Архаика» ислама в данном случае играет положительную, сдерживающую роль в сфере сохранения традиционных ценностей, приоритета воспитания над образованием. Огромные пространства исламского мира с его оригинальным мировосприятием сущего не позволили «цивилизованному» сообществу «окультурить» мусульманство, вследствие чего оно смогло сохранить себя и свою религию. Разумеется, это всего лишь одно из многих объяснений, которые могут быть задействованы в этой чрезвычайно деликатной сфере. В Священном Коране неоднократно говорится о почитании родителей, родственников: «К родителям – благодеяние, и к родичам, и к сиротам, и беднякам».

И, тем не менее, принимая современный мир таким, какой он есть, скажу, что главной ценностью для мусульман является его семья, иерархия отношений внутри ее. Верующий в Аллаха не ограничивается проявлением доброты к своим родителям, жене, детям, но точно также относится к родственникам, разрыв связей с которыми является большим грехом. По исламу причина разрушения семейных, родовых отношений объясняется несправедливостью, завистью, высокомерием. Таким образом, основы социальной справедливости закладываются вначале в семье, а потом распространяются на все общество.

В ряде хадисов содержатся такие изречения, как: «Рай находится под ногами ваших матерей»; «Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери»; «Слушайте слово старших»; «Уважайте женщин, они ваши матери, жены и сестры»; «Навещайте своих родичей». Мусульмане не должны встречать детей хмурыми, сердитыми, проявлять сухость и говорить им грубые слова.

Важное место в исламе отводится и материальному обеспечению своей семьи. В одном из хадисов утверждается, что «лучшим динаром, который может истратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей».

Безусловно, самое дорогое здесь – теплота и материнская любовь, отцовская доброта и забота. В исламе покинуть детей, оставить их без средств к существованию, обречь их на нужду и гибель – преступление.

Приемы, формы, методы воспитания в мусульманском мире, в сущности, нельзя назвать оригинальными, так как их начала теряются в глубине веков и схожи с традициями, населяющих землю народов, принадлежащих к различным конфессиям. «Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах».

Судите сами, в исламе взаимоотношения в семье должны строиться на следующих принципах: ответственность перед детьми; любовь, доброта; личный пример, уважение, справедливость, забота о правильном формировании мировоззрения, нравственных качеств. Правоверный мусульманин изучает окружение своего ребенка, его интересы и потребности. Если он видит, что сын или дочь общается с сомнительными подростками, злословит, посещает непристойные заведения, то тактично и решительно возвращает свое чадо на путь истинный. Ответственность родителей в мусульманской семье предполагает знание книг, журналов, которые читает ребенок (особенно в наше соблазнительно–распущенное время), заботу о воспитании в детях милосердия, правдивости, смелости, доброты – всех тех положительных качеств, завещанных человеку Творцом, привлечение своих отпрысков к совместному труду на благо семьи – материальное и духовное. Серьезное внимание в исламе отводится почитанию детьми своих родителей. В Коране сказано, что если один из родителей или оба состарятся и станут дряхлыми, то не следует повышать на них голос, грубить, попрекать куском хлеба. Мусульмане должны постоянно заботиться о тех, кто им дал жизнь, делать им приятное, радовать их своими делами, материально поддерживать, не перечить, не обижать, не бросать одних в опустевших квартирах и домах, не ослушиваться. Конечно, здесь нет ничего такого, что не было бы исстари известно людям. Однако сегодняшняя социальная ситуация в обществе также хорошо нам знакома – разводы, лишение родительских прав, определение родителей в дома престарелых, отказные дети и многие другие печальные примеры современной дикости, старательно стирающей все то священное, заложенное в вере отцов и матерей.

Мы по–разному сегодня воспринимаем религию, но есть и нечто общее – это признание духовных начал, по которым должна строиться жизнь человека, его судьба, которую он выбирает сам.

Идеал настоящего мусульманина можно выразить в нескольких емких словах: мусульманин – это добропорядочный человек, семьянин, труженик, законопослушный гражданин, приверженец здорового образа жизни.

хотелось бы в конце добавить то, о чем давно говорят на протяжении веков: чтобы жить в мире надо познавать, понимать и восхищаться культурой, религией народов России – только тогда мы сможем называть себя цивилизованным российским народом.