04Духовенство г. Кузнецка во главе с Председателем РДУМ Пензенской области провели поминальном хатм, посвещенный 40 вечерам со дня скоропостижной кончины первого заместителя главы администрации Кузнецкого района по вопросам экономического развития Фяриды Махмутовны Курмаевой.

Поминальный маджлис был устроен в кафе Сапфир мужем покойной Курмаевым Рафаэлем Хайдаровичем и его семьей.  Имам-мухтасиб Неверкинского района Равиль хазрат Кулахметов прочитав короткие суры, сделал молитву-дуа за упокоившихся родственников мархумы Фяриды и ее мужа. Затем Абубякяр хазратом и имамами, а также другими собравшимися были прочитаны аяты из священного Корана и возведены руки в молитве за упокоившуюся. В молитве они попросили, чтобы Аллах простил ее, и помиловал, и избавил от мучений и искушений могилы, и сделал ее удел в Раю хорошим.

Мероприятие закончилось коллективной раздачей милостыни и поминальной трапезой.

04 1

04 2

04 3Для справки.

Проведение Маджлисов 3, 7 и 40 дней после смерти человека является доброй исламской традицией татарского народа. В последние годы в среде мусульман Татарстана идут жаркие, непрекращающиеся споры по поводу традиции проводить маджлисы на 3, 7 и 40 дни после смерти покойного. И поскольку верующие не могут прийти к единому мнению, то эта проблема с каждым днем становится все более актуальной.

Что касается Корана или сунны то в них нет четких и ясных доказательств в пользу запрещенности этих маджлисов. Ни Коран и хадисы не диктуют: «О верующие, остерегайтесь» или «будьте далеки от подобного деяния». В связи с этим выводить предписание «харам» мы не в праве, осознанное выведение такого предписания может ввести его автора в неверие.

Противники этих маджлисов используют довольно примитивный довод. Они приводят хадисы Пророка с.а.в. основной смысл которых: «…каждое нововведение в Аду (огне)». Но при этом забывают хадис, в котором Пророк с.а.в. упоминает два вида сунны: «Кто оставил в Исламе добрую сунну … Кто оставил в Исламе плохую сунну…». Как известно, слово «сунна» в арабском языке несет смысл — путь, дорога, традиция. Следовательно, традиции могут быть как позитивными, так и негативными.

Как известно, меджлисы состоят из следующих действий:

1. Встреча родственников. Обычно на этих маджлисах присутствуют родные покойного, иногда они приезжают из отдаленных регионов. Т.е. это способствует их общению и укреплению родственных связей. Какое же место в шариате занимает поддержание родственных связей? На этот вопрос может ответить даже самый малограмотный мусульманин — это фарз. Коран по этому поводу сообщает: «А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на земле, — уготовано им проклятие и наихудшая обитель» 13:25.

2. Салям. Естественно при встрече эти люди приветствуют друг друга. Какое же предписание в исламе имеет приветствие? Как известно, тот, кто приветствует первым, выполняет сунну, а тот, кто отвечает, выполняет фарз. Коран по этому поводу повелевает: «Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему» 4:86.

3. Соболезнование. Конечно же все, кто приходит высказывает соболезнование семье усопшего. Согласно шариата это действие является сунной Пророка с.а.в.

4. Вагаз. Во время маджлиса имам должен рассказать проповедь, выступить с каким-либо наставлением. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» 16:125 и поскольку основная масса мусульман малограмотна, то имам, читая им проповедь, призывает их к пути Аллаха, что является обязательным (фарз).

5. Чтение Корана. Это действие является сунной, в сборнике имама Муслима приводится хадис: «Читайте Коран, ведь в Судный день он будет заступником (для тех, кто его читал)».

6. Дога. Аллах в Коране сказал: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу…» 40:60.

7. Раздача садаки. Ее хукм в основном сунна и Пророк с.а.в., побуждая к ней, сказал: «Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика». Т.е. речь идет о столь незначительном подаянии.

8. Кормление мусульман. Это действие также является сунной, один из хадисов нам сообщает: «О люди, распространяйте приветствие, кормите, поддерживайте родственные связи, исполняйте ночные молитвы, когда люди спят, и вы войдете в Рай без какой-либо опаски».

Теперь если мы сделаем обзор всех предписаний перечисленных элементов маджлисов, то придем к выводу, что у нас хукмы от сунный до фарза. В наше время маджлисы 3, 7 и 40 выполняют функцию сходную с функцией СМИ или каких-либо важных общественных собраний. Как известно, в мекканский период призыва Пророк с.а.в., чтобы довести Ислам до большего числа людей использовал период хаджа, когда различные племена съезжались в Мекку, другими словами Пророк с.а.в. использовал большое скопление народа. В наше время возможностей изучить  Ислам стало намного больше — это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, и интернет и мобильная связь, и пр. Но вместе с ними упомянутые маджлисы тоже занимают свою нишу в средствах обращения. И наши дедушки с бабушками, а также родители были непосредственными свидетелями, как эти маджлисы сохранили Ислам в среде татар. Эту функцию они выполняют и сегодня.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: маджлисы 3, 7 и 40 представляют собой хороший инструмент, все зависит от того, как мы ими воспользуемся. Точно также как ножом мы можем нарезать хлеб для ифтара или подранить человека, точно также этими маджлисами мы можем довести миролюбивый Ислам до общества или же оттолкнуть их. Все зависит от намерения конкретного имама. Вспомните хадис: «Все дела по намерениям…». Если имама-муллы  на маджлисе интересует только пища и садака и его поведение не симпатично простым верующим, то он их отталкивает от Ислама и, конечно же, такое поведение недопустимо и запретно. Но если имам искренне выполняет свою функцию и посещает маджлисы, чтобы призывать людей к доброте, состраданию, если он мудро, подбирая необходимые айаты, хадисы и истории, рассказывает людям хорошую проповедь, делает красивое ду‘а и благодаря его действиям люди тянутся к душевному равновесию, то такой маджлис может достигнуть и степени фарза.