05Выступление муфтия Альбира Крганова на Пленарном заседании Общественной палаты «О работе Координационного совета по противодействию терроризму и Рабочей группы по противодействию псевдорелигиозному экстремизму при Общественной палате Российской Федерации»

Добрый день уважаемые Александр Владимирович, Михаил Васильевич, коллеги!

Сегодня мы обсуждаем очень актуальную тему, связанную с международным терроризмом и деятельностью террористической группировки ИГИЛ. Противодействие экстремизму во всех его опасных формах давно уже стало нашей общей проблемой.

Взоры всего цивилизованного мира сегодня обращены на земли Шама. (В светской риторике эту территориальную область принято называть Ближним Востоком. Речь идет о Сирии, Турции, Ливане, Египте, Палестине, Израиле и ряде соседних государств).

Очевидно, там осуществляется не только противостояние различных геополитических амбиций, национальных интересов и религиозных направлений. Именно там развивается раковая опухоль терроризма и мы все, всем миром проходим испытание на готовность международного сообщества к единению помыслов и действий против террористической угрозы современному человечеству.

Сегодня существуют разные мнения относительно такого явления, как ДАИШ-ИГИЛ (Исламского Государства Ирака и Леванты), или ИГ – так называемого (Исламское государство). В действительности, независимо от смены названий, это незаконные образование, запрещенное в России, которое претендует называться исламским.

Понятно, что ислам является лишь прикрытием для их политических и иных целей. Гражданская и священная обязанность всех религиозных и общественных деятелей страны -предупредить всех верующих об опасности существования и деятельности этой организации. Несмотря на очевидность их многочисленных кровавых преступлений, некоторые верующие, молодежь все же попадают под их влияние.

Информирую Вас о том, что «Московский Муфтият» в сентябре прошлого года 22.09.2015 г. приняло Обращение (Богословское заключение) о нелегитимности группировки ИГИЛ. В этом документе мы еще раз обратили внимание верующих к тому, что – «ИГИЛ» и «ДАИШ» – сознательная фальсификация бандитов с целью разжигания межконфессиональной, а в ряде случаев, также социальной и межнациональной розни. Необходимо расширять фронт противодействия этим экстремистам.

Практика показывает, что в реализации этноконфессиональной политики государства пока более активны представители педагогического сообщества, органов власти и видные общественные деятели. Религиозные организации, по мнению экспертов, пока недостаточно и несистемно (ситуативно) участвуют в противодействии экстремистской идеологии в молодежной среде, в этой связи есть необходимость совместно с другими общественными институтами активизировать работу в данном ключе.

Этим уже занимается Общественная палата РФ.

В свою очередь, как муфтий, хочу твердо заявить, что мусульмане страны верны своим историческим традициям любви и преданности Отечеству, с крайним возмущением и неприятием относятся к любым формам экстремизма и терроризма и абсолютная часть имамов страны являются патриотами нашей родины России. Несмотря на факты убийства, давления и угрозы, современные исламские религиозные деятели остаются непреклонными перед лицом врагов Веры и Отечества, и ряд имамов просили меня сказать об этом с этой высокой трибуны.

Необходимо отметить, что мероприятия по противодействию псевдорелигиозному экстремизму со стороны институтов гражданского и религиозного сообщества осуществляются в строгом соответствии с Конституции и действующим законодательством, во взаимодействии с органами власти. При этом мы избегаем заниматься популистской и несогласованной деятельностью, направленной на достижение формального и показательного результата.

Сегодня с телеэкрана каждый второй «знает», в кавычках, как бороться с экстремизмом, забывая, при этом, что противодействие псевдорелигиозному экстремизму представляет собой сложный, комплексный, многогранный и многоуровневый процесс. Надо отдавать отчет в том, что в каждом конкретном регионе России проявления религиозного экстремизма могут иметь какие-то особенности, что и предопределяет разнообразие необходимых организационных, идеологических мер и других профилактических действий.

Экстремизм этноконфессиональной направленности содержит цели антисоциальной деятельности, связанной с дестабилизацией психологической безопасности в обществе. Он направлен на нагнетание страха у населения, создание социально-психологической атмосферы общественного беспокойства, где основной психологической доминантой становится неуверенность граждан в безопасности своей жизни и здоровья, защищенности прав и свобод, неверие в эффективность государственной власти, а главное – неверие в то, что можно мирно сосуществовать людям разных культур и религий.

Деятельность Координационного совета по противодействию терроризма и Рабочих групп по направлениям будут регулироваться в рамках действующего законодательства РФ и принятых Концепции противодействию терроризму в РФ (утверждена Президентом РФ 05.10.2009 г.), Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 г. (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г, Пр-2753).

Глава российского многонационального государства В.В. Путин на встрече с муфтиями страны (22.10.2013 г.) сказал: цитата – «Сегодня в мире идет активный, далеко не всегда позитивный процесс политизации религий, причем по разным направлениям, в том числе ислама. В этих условиях у власти и российского мусульманского сообщества возникают новые проблемы и новые задачи. .. решить их можно только совместно… Некоторые политические силы используют ислам, а точнее его радикальные течения, кстати сказать, исторически не характерные для российских мусульман, в целях ослабления нашего государства, для создания на российской территории зон управляемых извне конфликтов, внесения раскола между различными этническими группами, внутри самой мусульманской общины, для разжигания в регионах сепаратистских настроений… ».

Вспомним и о том что, Владимир Владимирович Путин, выступая на юбилейной 70-ой Генассамблеи ООН еще раз призвал исламских религиозных деятелей к активной просветительской работе среди своих единоверцев в деле противодействия пропаганды различных фундаменталистских радикальных структур.

В современных условиях с учетом вышесказанного стало необходимым объединение и мобилизация всего гражданского общества страны перед лицом скрытого идеологического врага, покушающегося не только на территориальную целостность государства, но и на идеологический и религиозный суверенитет граждан.

Федеральная Общественная Палата как институт, объединяющий общественные организации страны, в этой связи приняла важное решение от 24 декабря 2015 года о создании Координационного Совета по противодействию терроризма и Рабочей группы по противодействию псевдорелигиозному экстремизму, которые заняты вопросом формирования общегражданского фронта по борьбе с этим злом.

Уважаемые коллеги! С учетом данного нового вызова ко всему нашему гражданскому обществу, нашей стране, нам вместе предстоит искать оптимальную форму и эффективную модель противодействия. Нам необходимо правильно оценивать угрозу радикализации общества, ситуация как мы видим, пока стабильная и контролируема.

С теми, кто взял в руки оружие или ведет преступную деятельность, распространяя идеи нетерпимости и ксенофобии, занимаются правоохранительные органы, наша же с вами задача – обеспечивать идеологическое противодействие, заниматься просветительской и пропагандистской работой, уберечь от их влияния нашу молодежь, потенциальных жертв вербовки.

Со своей стороны Общественная палата РФ, я и мои коллеги четко распределяем фронты работы. Мы понимаем, что наша задача в том, что дипломаты называют soft power (мягкая сила), работа с четко выделенной и сегментированной аудиторией, причем как в Интернете, так и в реальной жизни.

Нашей целью является также оказание посильной действенной помощи нашему государству и обществу в решении актуальных вопросов обеспечения безопасности. Реализация и практическое выполнение данной инициативы послужили бы дополнительным импульсом для консолидации многонационального российского общества в непростых реалиях сегодняшнего дня.

В основу деятельности Рабочей группы заложена системная работа внутри страны на основании взаимодействия комиссий федеральной и региональных общественных палат, профильных органов исполнительной власти и правоохранительных органов, религиозных организаций, представителей НКО, приглашенных экспертов и общественности.

В этом году, 14 и 21 января в Общественной палате РФ состоялись первые рабочие заседания Координационного совета по противодействию терроризму во главе с уважаемым членом палаты Сергеем Александровичем Орджоникидзе, который сегодня из-за командировки не смог присутствовать на нашем заседании.

На последнем рабочем заседании Координационного Совета 21 января основное внимание было уделено вопросам организационного характера – в частности, направлениям деятельности Совета в рамках рабочих групп, состава рабочих групп, вопросы привлечения экспертов из министерств и ведомств, исследовательских институтов и представителей духовенства, СМИ, вопросам организации работы с общественными палатами субъектов РФ.

На нашем рабочем заседании было утверждено создание еще пяти профильных рабочих групп, которые будут функционировать в рамках деятельности Координационного совета. Теперь их стало 6, которые возглавили уважаемые члены палаты: Елена Васильевна Сутормина, Максим Сергеевич Григорьев, Дмитрий Вадимович Бирюков, Султан Султанович Хамзаев, Кирилл Александрович Ермаков и Ваш покорный слуга.

1 – Рабочую группу по противодействию псевдорелигиозному экстремизму по решению Совета ОП РФ возглавил, ваш покорный слуга заместитель председателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений (Альбир Рифкатович Крганов).

2 – Рабочая группа по противодействию вербовщикам террористических организаций в сотрудничестве с гражданским обществом стран СНГ, ближнего зарубежья и соотечественниками, проживающими за рубежом возглавила председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Васильевна Сутормина.

3 – Рабочую группу по противодействию терроризму в информационном пространстве, возглавил председатель Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Дмитрий Вадимович Бирюков.

4 – Рабочая группа по анализу и противодействию пропаганде терроризма- возглавил Максим Сергеевич Григорьев.

5 – Рабочую группу по противодействию терроризму в молодежной среде возглавил первый заместитель председателя Комиссии по поддержке молодежных инициатив Султан Султанович Хамзаев.

6 – Рабочую группу по обеспечению правового противодействия терроризму и экстремизму возглавил советник С.А. Орджоникидзе Кирилл Александрович Ермаков.

Требует к себе внимание тот факт, что в ряды экстремистских групп вовлекается в основном молодежь, по различным данным экспертов более 80% процентов из них молодежь в возрасте до 25 лет. Тем самым оказалось, что самая уязвимая часть общества – это молодые люди, с которыми нам необходимо выстроить диалог и сотрудничество.

Для того, чтобы вводить людей в фатальные заблуждения задействованы психологические технологии, псевдобогословские манипуляции и ряд других механизмов.

В рамках противодействия религиозно – закамуфлированной экстремистской деятельности на первый план выходит работа с молодежью – как объектом повышенного внимания экстремистов. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать не только молодых людей из неблагополучных семей, но и так называемую «золотую молодежь».

В ситуации идеологического вакуума элементы фундаменталистского сознания верующих оказались благодатной почвой для дальнейшего развития на их базе радикального религиозного (салафитского, или неоваххабитского) сознания.

Вступая в религиозные движение, молодежь неизбежно привносит в него изрядную долю свойственного ей максимализма и нетерпимости, что нередко развивается дальше в направлении джихадизма.

Отсюда следует, что участие подготовленных с точки зрения контрпропаганды радикального псевдоислама религиозных преподавателей и просто образованных людей может внести ощутимый вклад в формирование антитеррористического сознания молодежи, поскольку именно в институтах религиозного образования и просвещения закладываются основы дальнейшего развития ислама в России.

В данной связи одна из важнейших тем – качество религиозного образования в нашей стране (причем как в светских, так и в богословских институтах). Смею надеется что воссоздаваемая в Татарстане «Булгарская Исламская Академия» будет отвечать этим требованиям.

В данной связи считаю необходимым:

1 – Активизировать широкую просветительскую деятельность в изучении ценностей традиционных религий РФ.

2 – Активизировать работу и поднять на качественно другой уровень деятельность воскресных школ.

3 – Поддержать инициативу Русской Православной Церкви о расширении социальной роли религии.

4 – Полнее реализовать позитивный эффект социального религиозного служения (программ и проектов в этой сфере).

5 – Шире привлекать подготовленных психологов – медиаторов, владеющие методами направленного психологического воздействия на сознание разных социальных групп молодежи и разрешение конфликтных ситуаций.

6 – Укрепление у современной молодежи навыков межэтнического общения и межкультурной коммуникации.

В завершении хочу сказать что, многонациональное российское общество убеждено в своих силах и способности сообща противодействовать экстремизму и победить эту заразу.

Мы в Общественной палате всегда открыты к диалогу и активному сотрудничеству со всеми, кто ищет мира, добра, справедливости и процветания человечества!

Спасибо за внимание.