03В Пензенской области сотни лет мирно уживаются представители разных национальностей, культур, традиций. Значительное место среди них занимают мусульмане. О жизни мусульман этого региона нам рассказал муфтий Регионального духовного управления мусульман Пензенской области Адельша Харисович Юнкин.

– Ас-саляму алейкум, уважаемый Адельша-хазрат. Расскажите, кто они, мусульмане Пензенской области?

– В нашем регионе пятьдесят два татарских посёлка, большинство населения которых – коренные татары, традиционно исповедующие Ислам. Больше всего татар в Неверкинском, Кузнецком, Городищенском и Каменском районах. Большинство нашей уммы испокон веков исповедуют нормы Шариата в соответствии с религиозно-правовым направлением, мазхабом имама Абу-Ханифы (да будет милостив к нему Всевышний).

 – Сколько в Пензенской области мечетей? Это новострои или сохранённые исторические храмы?

– В области более шестидесяти мусульманских молельных помещений. В самой Пензе сегодня действует одна мечеть, но с лета 2010 года идёт строительство ещё одной крупной соборной мечети. Во втором по величине городе области, Кузнецке, открыты два храма. Один из них – резиденция муфтията РДУМ Пензенской области. Эти две мечети плодотворно работают и в направлении сохранения традиций и культуры татарского народа. На сегодняшний день этого хватает. Даже во время пятничного богослужения в мечетях есть свободные места, вторые этажи практически не задействованы. Мы все реалисты и понимаем, что нет смысла строить новые мечети ради двух праздничных дней, Рамазана и Курбан-байрама. Храмы пустуют, если вера слаба.

Большинство мечетей области – новострои, но есть и исторические здания. Например, мечеть в селе Пенделка Кузнецкого района. Первая мечеть здесь была построена фабрикантом Дебердеевым в начале девятнадцатого века. Рядом располагалось здание медресе. Вторая, ныне действующая мечеть была построена чуть позже. Третью мечеть построил богатый учёный-агроном Мустафа Еникеев. Вокруг своего дома Мустафа разбил большой сад лекарственных растений, который сохранился до наших дней.

Краевед Клестов, который жил ещё до 1917 года, писал о Пенделке: «...Почти всё татарское население знает грамоту на своём языке. Читали и писали арабскими буквами. Дети учатся при мечетях, обучают их муллы. В школы ходят только мальчики, а девочки получают домашнее образование от отца и братьев».

До революции Пенделка относилась к Кузнецкому уезду Саратовской губернии, где было всего четыре татарские школы. Одна из них действовала в этом селе. В школах преподавали не только основы Ислама, но и арифметику. Зимой в классах занимались двести учеников. Преподавали там выпускники медресе, высших мусульманских учебных заведений, побывавшие на поклонении в Мекке и Медине. Родители, желающие дать детям дальнейшее образование, посылали их в Казань, в Уфу и даже за границу – в Бухару и Стамбул.

– Какие темы поднимаются на пятничных проповедях?

– Перед наступлением значимых событий, дат и праздников мы заранее оповещаем наших прихожан об этом и подготавливаем их. Так человеку легче духовно и физически подготовиться, собраться с мыслями.

На одной из прошлых худб мы рассказывали о достоинствах месяца Раджаб, ляйлятур-Рагаиб и Миградж, говорили о том, какие молитвы и поклонения выполняются в этот месяц, как нужно «оживлять» поклонением священные вечера.

Экстремизм, терроризм, способы борьбы с этими болезнями, их профилактика – от этих тем никуда не деться. Мы должны защитить нашу умму, особенно детей и внуков, от этой напасти. Темы единства и взаимоуважения, проблемы воспитания детей в духе Ислама и в духе патриотизма тоже очень актуальны для нашего времени и региона.

– Как в области проходит священный месяц Рамазан?

– В прошлом году в преддверии этого благословенного месяца в приходах Пензенской области завершались ремонтные работы. Прошла уборка территорий и помещений, подготовились столы и лавки для проведения ифтаров, оборудовались места для приготовления пищи. Во многих городских и сельских мечетях области сложилась добрая традиция: мусульмане записывались в очередь на проведение ифтаров у себя дома или в мечети.

Наши предки татары-мусульмане всегда чтили этот месяц, ежедневно накрывали праздничные столы и с нетерпением ждали разговения. Многие стараются накормить обездоленных, помочь нуждающимся. Ведь суть поста – осознание того, что среди нас есть люди, которые с трудом находят пропитание. В течение всего Священного Рамазана в частных домах и в мечетях области проводились ифтары и таравих-намазы по 20 ракаатов. Ежедневно после обеденного зухр-намаза в мечетях организовывались лекции о значимости поста.

Всё то же самое, по милости Аллаха, будет и в этом году. Помимо этого запланировано проведение общественных ифтаров для всех желающих и отдельно для ветеранов, общественных деятелей, учеников воскресных курсов и маленьких мусульман.

Праздник разговения, Ураза-байрам, связанный с окончанием поста в месяц Рамазан, по традиции отмечается с размахом. Лелея надежды на приобретение наибольшего вознаграждения за свой пост, прихожане подтягиваются в мечеть уже во второй половине ночи перед праздником. В мечетях начинается чтение Священного Корана. До рассвета хазраты читают праздничные проповеди. В Кузнецке перед праздничным намазом к нам с поздравлениями приезжает глава администрации города. Тем самым он демонстрирует своё уважение и почтение к религии и мусульманам. Из года в год после молитвы мы проводим праздничные акции «Рамазан Мубарак». Угощаем всех желающих, независимо от вероисповедания и национальности, пловом и национальными блюдами. Не забываем и о посещении кладбища. Почтить память усопших отправляются в основном мужчины. Женщины в это время завершают последние приготовления, встречают домочадцев и первых гостей.

– Где и как верующие Пензенской области совершают жертвоприношение на Курбан-байрам?

– За две недели до праздника Курбан прихожане обращаются в мечети города, записываются на определённое время, сообщая свои координаты и количество жертвенных животных. Когда наступает праздник, священнослужители со специально обученными аксакалами в течение трёх праздничных дней объезжают адреса и во дворах частных домов проводят обряды жертвоприношений. Те прихожане, которые живут в квартирах, выходят из сложившейся ситуации по-разному. Кто-то приносит жертву в деревне, кто-то – у своих близких и родных. Для тех, кто не может найти место для жертвоприношения, в специально отведённых местах имеются конструкции для удобной разделки мяса жертвенных животных. Любой желающий может воспользоваться этим.

– К сожалению, в наше время огромное количество мусульман плохо знают и не соблюдают каноны своей религии. Что делаете вы для повышения уровня религиозных знаний?

– Вот уже много лет в мечетях РДУМ действуют воскресные курсы для всех желающих изучить азы традиционного Ислама. Слушателям читают лекции по исламскому вероучению, фикху, обучают чтению Корана, арабскому языку и каллиграфии. Проводятся занятия на темы исламской нравственности. Молодёжь изучает арабскую письменность и правила чтения намаза. Есть специальные группы для женщин. Преподаватели ездят по сёлам, организовываются выездные пятничные проповеди.

Мы стараемся объяснять положения Ислама с учётом современных российских реалий, традиций мусульман России, специфики их менталитета. В атмосфере оживлённой беседы всегда можно получить ответы на волнующие вопросы, на примерах объяснить, что Ислам не только совместим с современной жизнью, но и необходим как нравственный стержень. Каждый мусульманин должен уметь провести религиозный обряд, знать, как правильно помянуть своих покойных близких. Любой верующий нуждается в личном обращении к Всевышнему. Научиться этому – долг каждого.

Вот уже много лет руководство РДУМ отправляет студентов в высшие и средние религиозные учебные заведения в Уфу, Казань, Самару, в Чувашию и в Москву. Наши выпускники занимают высокие духовные посты, преподают в вузах. Все они воспитаны в духе традиционного Ислама, что позволяет им раскрывать негативные стороны экстремистских течений. Мы всегда готовы поддерживать духовно подкованную молодёжь.

Между муфтиятами Чувашии и Пензенской области подписано соглашение о том, что в ближайшее время в нашей области будет открыт филиал медресе «Гулистан» ДУМ Чувашской Республики. Предположительный срок обучения – пять лет. Студенты, окончившие трёхлетние вечерние курсы, смогут поступить на четвёртый курс и в двухгодичный срок его окончить, получив диплом установленного образца.

– Можно ли сказать, что мусульмане области живут по принципам исламского братства?

– «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь!» У нас не разделяют людей по социальному, национальному или иному признаку. Такова природа человеческого разума: люди не могут мыслить и рассуждать одинаково. Аллах оставляет человеку поиски смысла, предоставляет право толковать и рассуждать, что, естественно, приводит к разногласиям. Всевышний Аллах в Коране говорит о разногласиях: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь». Из этого следует, что если мусульмане будут искренними, богобоязненными и справедливыми, то разногласия не столкнут их. Главное – не следовать крайностям, излишествам и не увлекаться пустыми спорами.

– Пытаются ли ваши алимы изменить негативное представление о мусульманах в обществе?

– Да, необходимо работать в этом направлении, что мы и делаем. Религиозное просвещение, сотрудничество с властями, с представителями иных конфессий, участие в духовно-нравственных, общественно-культурных мероприятиях. Мы пытаемся изменить негативное представление о мусульманах в обществе. Недавно в Пензе проходил семинар для региональных журналистов по проблемам межэтнических и межконфессиональных отношений, проявлений религиозного экстремизма. В нём принимали участие представители религиозных конфессий, в том числе и наше управление. Мероприятия подобного рода выступают в качестве дискуссионной площадки, где журналисты могут поделиться опытом и получить ответы на свои вопросы из первоисточника, у представителей духовенства.

Латифе Джан- Ислам ру